Выборы в РОАД как повод для самоанализа автомобильного рынка
Круглый стол, посвященный деятельности Российской ассоциации автомобильных дилеров и предстоящим выборам президента РОАД
Круглый стол состоялся в конгресс-центре отеля Grand Autograph, проявил себя неординарно – как компактное мероприятие с обширным кругом поставленных вопросов.
Инициатором круглого стола стал Дмитрий Никитин — генеральный директор АО «Евросиб», председатель Регионального совета РОАД СЗФО, вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга и кандидат в президенты Ассоциации РОАД.
Компания Евросиб — с сибирскими корнями, помимо авторитейла, более 30 лет работает в транспортно-логистической отрасли, входит в ТОП-20 операторов железнодорожных перевозок России, владеет и управляет железнодорожным контейнерным терминалом в Новосибирске.
Дмитрий Никитин рассказал о том, что благодаря совместным усилиям за последние годы удалось сделать РОАД реально работающей организацией. Как куратор юридического комитета РОАД, Дмитрий Никитин в числе главных задач видит усиление законотворческой роли РОАД, укрепление её функционального взаимодействия с законодателями. И, конечно же, межрегиональную консолидацию. Ведь столь большой авторынок, как наш, российский, в числе риск-факторов своего географического гигантизма имеет и центробежность – автодилеры Сибири, Дальнего Востока, Центра и Северо-Запада зачастую не могут «говорить хором», дабы защитить свои коллегиальные интересы. Да и видят эти интересы по-разному.
Между тем, формулирование стратегического ответа на кризисные тренды рынка, обусловленные глобальным политическим кризисом – задача важнейшая и требующая функциональной конкретики.
Потому, как подчеркнул в ходе круглого стола Дмитрий Никитин, юридическим комитетом РОАД сформирован и направлен в адрес Правительства РФ и Комитета по экономической политике СФ пакет предложений по государственным мерам поддержки автодилеров в связи с внешними санкциями; в частности - по отмене двойного НДС. Кроме того, разрабатывается законопроект, регулирующий взаимоотношения между дилерами и импортерами, а также изменяющий ряд наиболее критичных для дилеров положений Закона о защите прав потребителей.
У регионального совета РОАД в СФО и ДВФО в этой работе важная функция — быть «акустическим порталом», доносящим до федерального центра живую конкретику отрасли. По мнению участников круглого стола, наработки по статусу и функционалу сибирско-дальневосточного регионального совета могли бы сформировать мастер-модель, применимую ко всем региональным советам РОАД. Более того, эта мастер-модель может оказаться и для других отраслевых сообществ, стремящихся наладить взаимодействие с государственной властью.
Региональный совет ассоциации РОАД в СФО и ДВФО — достаточно молодая структура — он сформирован 2020 году. Но эти два года по концентрации событий стали сверхплотным временем бизнеса, с очень контрастными трендами и явлениями. Например, 2021-й был периодом эйфории, бума автономности: товарный дефицит авторынка обусловил резкий рост дилерских доходов. Это дало им приятный соблазн обособленного развития. А год спустя во главе угла оказался вопрос выживания и сохранности. И теперь — в том числе и в 2023 — главной задачей стала консолидация, а в особенности — увеличение функциональной активности сибиряков в РОАД.
В Сибирском федеральном округе 295 дилерских центров — это довольно большая доля в общероссийской статистике (по всей России в целом — 3500 дилеров). Это большая рыночная экосистема, которую абсолютно всем участникам хочется максимально сберечь.
Конечно, драматичные перемены на рынке были. Экспансия молодых китайских марок, которую уже поэтично окрестили «прилётом дракона», столь пышному эпитету вполне соответствует – ярко, напористо, по-китайски слаженно и без сантиментов к соперникам и партнерам. В 2022-м в СФО открыто 50 новых автосалонов, 43 из которых китайские, и закрыто 89 автосалонов «старых» брендов. Недавно учреждена Ассоциация производителей китайской автотехники. У старожилов авторынка есть четко оглашенные опасения, что столь консолидированная сила вытеснит оставшиеся европейские, японские и корейские марки и их партнеров. Но компании, работающие с китайскими брендами (и тоже входящие в РОАД) особой остроты не замечают и предлагают коллегам не драматизировать ситуацию.
Дилеры оказались самыми уязвимыми в ситуации «опрокинувшегося» рынка. Общий контур проблем един для всей России: законодательство, ограничивающее до минимума возможности маркетинговых маневров; потребительский экстремизм, так называемые деструктивные потребители. Острота этих вопросов равна для всех регионов — и для столиц, и для Сибири. Партнеры, оставшиеся на отраслевом поле, минимизируют свой штат, это усложняет и поставку запчастей, оперативность коммуникации. На стороне дистрибутора вопросы стали решаться медленнее. Как говорится, нерешаемых проблем нет, но появились долго решаемые. Локальные вариации разнообразны. Например, в Кузбассе самый сложный аспект работы — наружная реклама. Очень громоздким стало согласование, намного сузился список дозволенных форматов и технических решений. Разрыв между дилерским бренд-буком и практикой на местах — фактор весьма проблемный для товаров, где образно-эмоциональная составляющая рекламного послания очень важна.
Хотя Ассоциация РОАД не обладает законодательной субъектностью, она может быть эффективным интегратором законодательных инициатив в коллегиальной среде. Дилеров надо защищать, в том числе и на законодательном уровне. Защищать отношения между импортером и производителем, закрепить законодательно отношения между дилерами и импортёрами — на этом участники круглого стола сошлись в абсолютном единодушии и обозначили готовность к действиям. Решено усилить роль и представленность дилеров из СФО — фактически объединяться заново. А для этого в ближайшее время потребуется еще одна межрегиональная встреча. В общем, календарь аналитической и законотворческой активности РОАД обещает быть очень насыщенным уже с первого полугодия 2023-го.