Взлет на падении: как транспортному бизнесу вырасти в период изменений
Разворот на восток предоставил широкие возможности для развития существую-щих компаний, а также открытия новых предприятий в освободившихся после ухода за-падных игроков нишах.
Вместе с тем обнажился ряд проблем, одной из которых является устаревшая система управления бизнесом, не позволяющая эффективно справляться с грузопотоком.
Многие компании по-прежнему ведут учет по старинке: на бумаге или, как максимум, в Excel. Такой подход не позволяет расти, развиваться, увеличивать и качественно обрабатывать поступающие заявки и запросы от клиентов. При расширении цепочек товаропотоков действовать в старой парадигме уже не получается. Здесь – два пути: либо автоматизировать бизнес-процессы и становиться сильнее, либо уступить более конкурентоспособным участникам рынка.
Из основных проблем в процессах и учете многих компаний можно выделить следующие:
- Долгая обработка заказов от клиентов. Пожалуй, первая и основная «головная боль». Принять заказ, рассчитать, а также своевременно подготовить документы становится настоящим испытанием как для новых сотрудников, так и для бывалых. С учетом роста заявок становится сложнее контролировать своевременность подготовки всей необходимой документации, а также нельзя исключить вероятность появления ошибок ввиду человеческого фактора.
- Отслеживание статусов перевозки. Для обеспечения качественного сервиса принятые заявки нужно отслеживать. При отсутствии инструментов отслеживания теряется возможность вести контроль над процессами и, как следствие, над бизнесом, в целом.
- Ведение взаиморасчетов с клиентами и поставщиками в рамках одного окна. Не всегда самая очевидная проблема, но зачастую наносящая максимальный финансовый ущерб. Для компаний важно видеть не просто взаиморасчеты, а получать детализацию взаиморасчетов в разрезе сделок, перевозок, контрагентов и договоров. Решение этого вопроса делает бизнес для собственника более прозрачным, а потому позволяет вовремя принимать управленческие решения: отказ от работы с неблагонадежными клиентами или по финансово неперспективным направлениям.
- Мультивалютный учет. Заказчик платит нам в рублях, а далее начинается самое интересное: с одним перевозчиком мы расплатились в рублях, с другим в юанях, с третьим в евро. В условиях, когда курс меняется ежечасно – это становится проблемой.
На самом деле, список куда шире, однако, те или иные факторы разнятся в зависимости от размера и зрелости компании. Тем не менее, я выделил четыре основных, которые встречаются у каждой второй компании, занимающейся транспортно-экспедиторскими услугами.
Более того, сейчас активно начинает развиваться инфраструктура морских и речных терминалов. А это новые перекладные, это новые звенья в процессах. Если сравнивать с Балтийским бассейном, где грузопоток в третьем квартале снизился почти на 20%, дальневосточные порты в третьем квартале 2022 года нам показали рост на 110%.
Все чаще стали поступать обращения даже не от транспортных компаний, а непосредственно от самих терминалов как речных, так и морских. Боль одна и та же – минимизация ручной работы, оперативный учет, сокращение скорости обработки заявок, а также желание привести в порядок свою так называемую внутреннюю «кухню». Ну и, конечно же, главный запрос «мы хотим начать считать свои деньги» стал как никогда актуален.
В целом транспортно-логистическая сфера переживает сейчас период преображения, а переход на современные системы учета и управления бизнесом без преувеличения стал главным условием роста.
Вывод можно сделать однозначным: технологический прогресс в транспортно-логистической отрасли не только не стоит на месте, но и активно развивается, предоставляя новые возможности для повышения эффективности и улучшения качества услуг. Те, кто опережает время и инвестирует в современные системы управления, получают явное преимущество на рынке. И тенденции показывают, что это только начало.
Однако, следует учитывать, что успешное внедрение современных систем управления и автоматизации в транспортно-логистической сфере требует глубоких знаний и опыта в данной области. Поэтому, чтобы получить максимальную выгоду от использования новых технологий, компании должны обращаться к экспертам в отрасли автоматизации сферы, которые помогут разработать оптимальные решения и провести качественную имплементацию систем. Такой подход позволит значительно ускорить процессы и повысить качество услуг, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли и укреплению конкурентных позиций на рынке.