Аналитики: Потребительская активность россиян продолжает восстанавливаться
По данным сервиса Продажи.рф (Первый ОФД, входит в группу ВТБ), интерес жителей России к покупкам растет второй месяц подряд. Траты на еду остаются самой значительной статьей расходов.
Согласно подсчетам аналитиков, за первые четыре недели весны россияне потратили в торгово-сервисных предприятиях, обслуживаемых сервисом, почти 350 млрд руб. — на 3% больше, чем в феврале. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда наблюдался ажиотажный спрос в большинстве категорий товаров, объем в рублях лишь немного снизился (-3%), а количество транзакций выросло (+2%), что отчасти связано с ростом цен в марте 2022 г. на импортные товары на фоне увеличения курса иностранных валют, а также роста логистических издержек, отметили специалисты.
Траты на пищевые продукты остаются самой значительной статьей семейного бюджета, но занимают лишь четверть от всех расходов домохозяйств, посчитали аналитики. Россияне не спешат ее увеличивать: потребление как по количеству, так и по объему не изменилось относительно предшествующего периода. Также существенная часть расходов приходится на топливо (14%) и покупку одежды и обуви (9%).
Топ-5 по динамике спроса возглавили цифровые развлекательные каналы — подписки на игровые сервисы, онлайн-кинотеатры (+21% в рублях и +9% в единицах относительно февраля). В связи с ежегодными сезонными тратами в рейтинг вошли автотовары (16% в рублях, 6% в штуках), одежда и обувь (15% в рублях и 8% в штуках). Замыкают список лидеров строительные материалы и инструменты (14% в рублях, 13% в штуках), а также сувениры и подарки (13% в рублях и 38% в штуках).
Стабильный рост потребительского спроса уже второй месяц подряд говорит о том, что жители страны постепенно адаптируются к существующим реалиям и увереннее смотрят в будущее, возвращаясь к привычному для себя потребительскому поведению. Традиционно в начале весны наблюдается всплеск трат, связанный с сезонным обновлением гардероба и подготовкой автомобилей к теплому периоду. Кроме того, в это время россияне обычно начинают или возобновляют ремонтные работы. Гендерные праздники тоже находят отражение в бюджетных статьях домохозяйств. По нашим оценкам, тренд на увеличение потребительского спроса сохранится и во втором квартале, в том числе на фоне отпускного сезона, — спрогнозировала руководитель отдела продаж аналитических сервисов Первый ОФД Александра Красовская.