Дмитрий Кромский: «В ближайшие годы спрос на большие данные будет расти»
В 2022 году Tele2 зафиксировала рост выручки от неоператорских услуг. Одним из драйверов роста стали решения на основе Big Data.
Директор макрорегиона «Сибирь» Tele2 Дмитрий Кромский рассказал в интервью «ДК» о том, как аналитика больших данных позволяет компаниям оптимизировать бизнес-процессы, а госсектору – развивать туризм.
– Расскажите, как Tele2 проводит исследования и в каких сферах они могут применяться?
– Анализ строится исходя из запроса клиента. Мы можем оценивать аудиторию (владельцев SIM-карт Tele2) по более чем 5000 параметров – от возраста и пола до предпочтений и склонности к покупке определенных товаров. Мы предлагаем как коробочные, так и индивидуальные решения, которые могут применяться в финансовом секторе, ритейле, государственных учреждениях, учреждениях культуры, транспортных компаниях. Полученная информация в обезличенном виде передается заказчику для дальнейшей работы. Поскольку мы располагаем в Сибири достаточной абонентской базой, выборка получается репрезентативной.
– Какие крупные проекты в Сибири удалось реализовать?
– В 2020 году мы собирали статистику для одного из торговых центров Новосибирска. Перед нами стояла задача – составить профиль покупателя, чтобы впоследствии клиент смог оптимизировать торговые площади.
В 2021 году мы работали с красноярским международным аэропортом имени Дмитрия Хворостовского. Причем, воздушная гавань обращалась к нам дважды. В первый раз на основе больших данных мы проводили исследование пассажиропотока: изучали, какие направления наиболее востребованы у наших клиентов. Во втором случае с помощью предоставленной нами аналитики аэропорт проводил оптимизацию торговых площадей внутри нового терминала.
– За последние несколько лет сформировался тренд на развитие внутреннего туризма. Чем Big Data может быть полезна для этого направления?
– В 2021 году мы запустили коробочное решение на основе геоаналитики и протестировали его на одном из сибирских горнолыжных курортов. Этот продукт, в первую очередь, предназначен для анализа туристического потока и создания портрета гостя. Он же позволяет оценить общую численность гостей региона и динамику турпотока, чтобы спрогнозировать сезонность поездок. Большие данные показывают, откуда приезжают гости, сколько времени проводят на конкретной территории, какие заведения посещают. Полученная информация может использоваться заказчиком для дальнейшего развития туристической инфраструктуры, открытия новых заведений общепита, гостиниц и прочих сервисных объектов.
Наша туристическая платформа ориентирована на малый и средний бизнес и позволяет прогнозировать финансовую модель. Минимальная стоимость исследования составляет 50 000 рублей. Но даже когда речь идет о довольно внушительных затратах, они себя оправдывают.
Также в этом году мы выполнили заказ для мэрии Новосибирска. Нас попросили проанализировать посещаемость новогодних городских площадок – популярность локаций у местных жителей и гостей города. Так как Новосибирск был новогодней столицей России, исследование получилось особенно актуальным. Мы проанализировали более 20 площадок. Результаты этой аналитики мэрия Новосибирска, вероятно, будет использовать при организации мероприятий уже на следующий Новый год.
– Можете обозначить перспективные решения на основе больших данных?
– Одно из направлений, в котором мы прогнозируем рост, – анализ транспортных потоков в городе. Мы внутри компании проводили аналитику и смотрели, сколько наших клиентов в Новосибирске ездит на работу с одного берега на другой. Получилась любопытная цифра – 7%. Больше, кстати, ездят с левого на правый. Если сделать более глубокий анализ перемещений горожан, можно оптимизировать маршруты общественного транспорта, разгрузить участки, где часто бывают пробки.
– Какие сферы бизнеса чаще к вам обращаются за аналитикой?
– Тройка лидеров по итогам 2022 года – финансовые организации, ритейл и госсектор. У финансовых организаций мы видим популярность услуг скоринга и антифрода. В последнем случае решение применяется для защиты клиентов от мошеннических звонков и подменных номеров. Актуальность этого направления уверенно растет, это один из трендов на рынке.
Наша антифрод-система, которая работает на основе Big Data, помогает блокировать номера, замеченные в массовом обзвоне. Номера автоматически анализируются по нескольким десяткам параметров. Как только система видит подмену номера или звонок через IP-узел, который был замечен в мошеннических действиях, она накладывает ограничения на такие вызовы.
Также Tele2 фиксирует востребованность услуги «HR-таргет». Этот сервис помогает набрать сотрудников с помощью рассылки SMS именно тем людям, которым может быть интересна конкретная вакансия. Например, в одном из регионов России мы помогали искать водителей такси. Конверсия составила порядка 1%, и это очень хороший результат.
По сравнению со стандартными рекламными инструментами конверсия у таргетированных рассылок выше. Такой вариант рекламы обходится клиенту дешевле, чем размещение в соцсетях, например.
– Как вы оцениваете перспективы рынка больших данных?
– Рынок аналитики на основе больших данных только формируется, и инструменты пока отрабатываются. Выручка от услуг Big Data увеличилась во втором квартале 2022 года на 52%, в третьем – на 36% в сравнении с прошлым годом. Мы не сомневаемся, что в ближайшие годы спрос на большие данные будет только расти.
Реклама.