Каждый второй новосибирец становился жертвой кибермошенников
Аналитики выяснили, что горожане сталкивались с мошенничеством при онлайн-покупках, при этом большинство знает о базовых правилах цифровой безопасности.
Как показало исследование* маркетплейса Ozon, в результате махинаций злоумышленников каждый третий респондент терял более 5 тыс. руб., а 4% опрошенных — свыше 50 тыс. руб.
Легкий заработок в интернете, чрезмерно заниженные цены на товары и привлекательные предложения с непонятных адресов в почте — почти всегда за этим стоят мошенники. Зачастую злоумышленники в онлайне используют те же приемы, что и в обычной жизни: играют на жадности, желании сэкономить и страхе. В целом, около 51% опрошенных новосибирцев становились жертвой мошенников именно при совершении онлайн-покупок, причем 42% из них один раз, а 6% — более пяти раз, рассказали аналитики.
Уловки мошенников могут выглядеть максимально правдоподобно, и порой даже продвинутым пользователям сложно сходу определить обман. 16% опрошенных новосибирцев признались, что попадали «на удочку» из-за невнимательности или наивности. В попытке получить подарок теряли деньги 6% новосибирцев, а в погоне за скидкой — 15%. В результате каждый третий терял более 5 тыс. руб., а 4% опрошенных — свыше 50 тыс. руб. Чаще всего новосибирцы встречали кибермошенников в социальных сетях (34%), в онлайн-магазинах при совершении покупок (35%), на сервисах объявлений (18%) и в мессенджерах (19%).
Самой распространенной схемой обмана оказалось телефонное мошенничество, когда злоумышленник представляется сотрудником службы поддержки или безопасности и просит передать персональные данные. В результате такого обмана 29% опрошенных сообщали банковские данные или самостоятельно переводили деньги мошенникам. На втором месте — ситуация с исчезающим продавцом, когда пользователь переводил деньги за товар по незнакомой ссылке, а продавец вдруг переставал выходить на связь — в такую ловушку мошенников попадал каждый пятый новосибирец. Еще 21% получал фишинговые письма, ведущие на фальшивый сайт компании, на котором вводили личные и банковские данные. 12% опрошенных переходили по ссылкам в смс от мошенников (смишинг).
При все этом, как выяснили специалисты, 81% пользователей знают о правилах цифровой безопасности: около 36% новосибирцев не совершают покупки в социальных сетях, 35% внимательно проверяют адрес онлайн-магазина перед вводом банковских данных, 30% используют отдельную карту для онлайн-покупок.
Помимо этого, пользователи создают уникальные пароли к разным сервисам (32%), не сообщают незнакомым банковские и паспортные данные (23%), используют двухфакторную аутентификацию (25%) и используют проверенные менеджеры паролей (29%).
*Опрос проведен среди 1560 жителей России в возрасте 18+ методом онлайн-анкетирования в апреле 2023 года. Регионы исследования — вся Россия, города 100 тыс.+