Товарный знак с географическим названием: нововведения в 2023 году
29 мая 2023 г. вступят в силу новшества по регистрации товарного знака: входящие в него географические названия должны будут соответствовать месту производства товаров. Как это скажется на бизнесе?
Как изменится подход к защите брендов с географическими элементами? Что сделать предпринимателям с учетом вступающих в силу изменений? Разъяснения эксперта по интеллектуальной собственности, защите брендов, сооснователь компании «Интелайт» Ирина Бабинцева
— Часто производители используют в своих брендах элементы, которые указывают на определенное географическое пространство. Это может вводить потребителей в заблуждение в отношении места производства товара. Кажется, что товар произведен в Италии или Франции, а на самом деле — в Новосибирской области.
Для защиты потребителей, обеспечения права потребителя на достоверную информацию и снижения вероятности формирования у него ложных ассоциаций с местом происхождения товара в мае 2022 г. были приняты поправки в законодательство.
По новым правилам, для регистрации товарного знака нужно будет, чтобы входящие в него географические элементы соответствовали месту производства товаров. Нововведения будут применяться только к тем заявкам, которые подадут после 29 мая 2023 г. Аннулировать ранее зарегистрированные товарные знаки на новых основаниях будет нельзя.
Подобные ограничения уже закреплены в законодательстве, но на данный момент они носят исключительно рекомендательный характер. По каждой заявке на регистрацию товарного знака эксперт по своему усмотрению решает — зарегистрировать бренд или нет. Некоторые предприниматели целенаправленно регистрируют и используют товарные знаки, которые могут вызвать в сознании потребителей ложное впечатление о месте изготовления товара.
При этом рассматриваемое нововведение может создать определенные трудности при защите фантазийных обозначений, то есть таких географических названий, которые не воспринимаются (и не должны восприниматься) как указание на место производства товара в силу нереальности их связи с указанным географическим объектом.
Так, Роспатент сначала отказывал в регистрации товарного знака CHICAGO HIGH, мотивируя тем, что потребитель будет введен в заблуждение относительно местонахождения изготовителя товаров. Производитель товара расположен в Женеве, а обозначение указывает на американский город. Только через суд удалось добиться регистрации данного товарного знака.
Вступающие в силу изменения, вероятно, увеличат количество отказов в регистрации подобных обозначений и, соответственно, число судебных споров по обжалованию подобных решений Роспатента.
Разрешение такой проблемы может быть осложнено тем, что множество географических названий в России имеют фантазийный характер (например, названия малых населенных пунктов, деревень, иных малоизвестных географических объектов). Т. е. заявитель не всегда может предположить, что обозначение, придуманное им в качестве товарного знака, является реально существующим географическим названием.
К тому же рассматриваемые нововведения могут повлечь определенные трудности при покупке таких товарных знаков. Продажа товарных знаков с географическими элементами не должна вводить потребителя в заблуждение. При таких обстоятельствах возникнет необходимость доказывания наличия производственных взаимосвязей с географическим объектом и их документального подтверждения.
Это может создать проблемы для добросовестных производителей, место нахождения которых не совпадает с местонахождением их производства (как правило, производство может быть перенесено в другой регион в целях его оптимизации): либо из-за несоответствия месту нахождения изготовителя, либо из-за несоответствия месту производства товаров.
Что сделать предпринимателям сейчас с учетом изменений?
- Если у вас есть обозначение, которое включает географический элемент, вы можете подать заявку на регистрацию товарного знака до вступления в силу изменений. Шанс получить охрану бренда все-таки есть.
- Подать заявку на географическое указание.
Это относительно новый объект интеллектуальной собственности. Предприниматели все чаще используют этот инструмент. Например, сейчас в Роспатенте на рассмотрении находится заявка на географическое указание «Новосибирские пельмени».
В любом случае необходимо внимательно подойти к защите бренда, проанализировать все риски и проконсультироваться со специалистом в области интеллектуальной собственности.