Мифы о дженериках. Как в Новосибирске производят аналоги оригинальных лекарств

Мифы о дженериках. Как в Новосибирске производят аналоги оригинальных лекарств
Автор фото: Егор Тиммерман. Иллюстрация: https://nsk.dk.ru/

«ДК» поговорил с исполнительным директором Renewal Владимиром Гречкиным о процессах производства дженериков, юридических аспектах воспроизведения лекарств и возможностях российской фарминдустрии.

Финансовая грамотность, информационная грамотность — эти термины давно вошли в нашу повседневность с развитием цифровых и финансовых технологий. В пандемию коронавируса появилась потребность прокачать еще одну область знаний — фармацевтическую. Индустрия растет, выбор для потребителя становится шире. Однако с ростом выбора труднее становится ориентироваться в этом ассортименте, в обществе рождается большое количество мифов о фармацевтике, а потому развитие фармацевтической грамотности сегодня так же актуально, как информационной и финансовой.

Особенно мифологизация затронула рынок дженериков. Мы часто слышим о том, что неоригинальные препараты неэффективны и даже вредны, а импортозамещение в фарме — утопия, потому что невозможно заменить оригинал без потери качества и роста цены. Впрочем, 100% импортозамещения быть не может: ни одна страна не может себе позволить содержать химико-фармацевтическую отрасль за счет внутреннего рынка, и глобальная сеть обмена сырьем — это аксиома. «ДК» поговорил с исполнительным директором фармкомпании Renewal («ПФК Обновление») Владимиром Гречкиным о процессах производства дженериков, юридических аспектах воспроизведения препаратов и возможностях российской фарминдустрии.

О дженериках существует много мифов: они не так эффективны, как оригиналы, дают больше побочных эффектов, не проходят должной проверки и так далее. Расскажите, как и из чего производятся дженерики.

— Дженерик — это воспроизведенный препарат, который ввиду установленного сегодня в России законодательства полностью идентичен оригиналу как по количественному, так и по качественному составу. Для выпуска любого препарата предприятие должно получить производственную лицензию, которую Минпромторг РФ выдает на конкретную производственную площадку под конкретный перечень работ. Условия производства для оригинала и дженерика — абсолютно одинаковы. А этапы разработки и сроки регистрации лекарственных препаратов, в том числе дженериков, регламентированы, их продолжительность объясняется высокой важностью этих процессов.

Кроме того, при выпуске дженерика, помимо оценки качества, компания проводит собственные клинические исследования в несколько стадий, чтобы доказать, что препарат безопасен и оказывает идентичный терапевтический эффект, как при применении оригинала. Так мы подтверждаем, что подобранный состав лекарства и технология производства, которую мы разработали, действительно качественные, эффективные и безопасные.

И все эти этапы — от разработки до регистрации — занимают до трех лет, иногда больше. Только после этого выдается регистрационное удостоверение и производитель может выпускать дженерик.

Если дженерик разрабатывается примерно три года, а в начале прошлого года из российских аптек стали исчезать оригинальные иностранные препараты, значит ли это, что примерно через два года начнут появляться дженерики этих препаратов?

— Иностранные фармкомпании не ушли с рынка в 2022 г. — дефицит препаратов был обусловлен перебоями в логистике и ажиотажным спросом на некоторые категории. То же самое происходило в первую и вторую волны пандемии коронавируса: люди услышали, что, возможно, будут перебои с лекарствами, и стали скупать то, что им необходимо, особенно иностранные препараты системного курса приема. Причем эти препараты далеко не всегда оригиналы, это те же дженерики, только иностранного происхождения. И до исчезновения некоторых оригиналов существовало большое количество аналогов, которые присутствуют по сей день.

То, что крупные фармкомпании делают все больше дженериков, не связано с событиями 2022 г., это вообще тенденция, которая набирает обороты вот уже 7-10 лет: конкуренция на фармацевтическом рынке становится выше, и от этого в конце концов выигрывает пациент.

Уже сегодня отечественные предприятия обеспечивают закрытие 80% (в натуральном выражении) спроса на необходимые лекарственные препараты на рынке.

Как быстро они смогут заменить иностранные препараты?

— Курс на импортозамещение взят стратегически и выполняется в планомерном и естественном режиме. Но если будет такая необходимость, то процесс можно ускорить. Если случится так, что какой-то очень востребованный оригинальный иностранный препарат пропадет с российских полок, то могут включиться определенные механизмы. Сегодня существует закрепленное патентное международное правило, которое мы не можем нарушать, но у российских регуляторов — Минздрава и Минпромторга РФ — есть возможность ускорять процедуру регистрации препарата в случае острой необходимости. При этом тестирование препарата все равно будет занимать необходимое количество времени.

В таких случаях для обеспечения социальной безопасности в стране возможно введение упрощенной процедуры регистрации лекарственных препаратов, сокращены сроки рассмотрения заявлений и регистрационных документов, а также применено принудительное лицензирование в отношении оригинальных импортируемых препаратов, которые не могут быть завезены в страну.

Это как пиратство?

— Своего рода — да. Но в социальной сфере оно необходимо. Если какой-то жизненно важный оригинальный препарат по каким-либо причинам не поступает в нашу страну, то мы можем прибегнуть к этой мере абсолютно законно.

Но отечественные производители в целом стали значительно усиливаться. Например, мы в прошлом году серьезно расширили участки по разработке лекарственных препаратов, усилились технически, набираем и обучаем много специалистов. Сегодня мы в состоянии разрабатывать одновременно до ста препаратов в год в спокойном темпе. Это хороший задел: если сократить бюрократические процессы, то отечественные предприятия будут в состоянии выпустить почти любой препарат. Тем более, мы уже производим препараты во всех формах.

Какие еще условия необходимы для импортозамещения? Поставки определенного сырья, например. И как это организовать?

— Этот вопрос нас как раз более всего и заботит, потому что фармпромышленность в России в последнее время развивается очень быстро, а производство субстанций немного отстает. Если взять, к примеру, наше предприятие — у нас в портфеле на сегодня около 220 препаратов, а один препарат может содержать больше 20 разных ингредиентов: помимо активных фармсубстанций, это еще вспомогательные вещества. Поэтому мы закупаем тысячи разных позиций у поставщиков абсолютно отовсюду: есть и российские, и дружественные, и нейтральные страны. С начала 2022 г. нам пришлось изменить и логистические маршруты, и некоторых поставщиков. Но в целом мы работаем с огромной номенклатурой и с очень широким рынком. Пандемия научила нас держать хорошие складские запасы сырья. Поэтому изменения нас не пугают. Мы быстро научились подстраиваться и перестраиваться. Уже на этапе фармацевтической разработки мы начинаем отрабатывать альтернативных поставщиков необходимой для конкретного препарата фармсубстанции.

А как меняется себестоимость со сменой поставщиков и логистических цепочек?

— Она меняется незначительно: даже если стоимость по логистике вырастает на 10-15%, себестоимости самого лекарственного препарата это дает не больше 1%. Поэтому цены сильно не поменяются. К тому же большинство дженериков входит в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), которые должны быть в каждой аптеке, и цены на них регулирует государство — мы не можем, если на препарат зарегистрирована определенная цена, просто ее поднять.

Будет ли для потребителя дешевле покупать российские дженерики, чем оригинальные иностранные препараты, или это тоже миф?

— Нет, это не миф — в большинстве случаев то, что массово производится внутри страны, будет дешевле. Потому что везти фармсубстанции тоннами и потом уже штучно распределять на производимые здесь препараты дешевле, чем привезти готовый препарат, в стоимость которого входят все процессы его производства и логистики. Да и в целом дженерик всегда дешевле, чем оригинальный препарат, потому что в оригинал изначально закладываются инвестиции на открытие молекулы, изучение и разработку лекформы, которые компании бигфармы окупают в течение 10-20 лет в зависимости от срока патентной защиты. Далее уже работают стандартные маркетинговые правила: если цена прижилась и потребитель к ней привык, то снижать ее компания будет только под активным конкурентным давлением. В случае с дженериком этого нет. И поскольку разработка идет по готовой технологии, она занимает примерно три года, у оригинального препарата самый минимальный срок — 7-8 лет, но бывает 10 и более. Поэтому дженерик, конечно, дешевле и для производителя, и для потребителя.

Какие инновации, помимо маркировки, вы внедрили на своем предприятии, и насколько вы независимы от иностранных партнеров с точки зрения покупки и обслуживания оборудования?

— Фармпроизводство интересно тем, что для каждого препарата требуется уникальное оборудование. Поэтому можно сказать, что у нас инновации везде — мы очень многое делаем самостоятельно, сотрудничая с заводами в Новосибирске и по всей России. По нашим разработкам и чертежам партнеры производят необходимое для нашего предприятия оборудование. Типовых линий у нас немного, в основном это то, что стоит в конце технологической цепочки: фасовка, упаковка. И то электронную начинку на этих линиях мы делаем сами. Контроль таблеточного производства мы в этом году вообще перевели полностью на искусственный интеллект. Также контроль состояния окружающей среды у нас во всех зданиях автоматический.

Технологии для производства мы разрабатываем сами. Например, на сегодня у нас есть несколько своих разработок пленочной оболочки для таблеток. Мы создали технологию производства шипучего парацетамола и аспирина — это, кстати, более сложная инновация, чем тот же парацетамол.

Мы активно набираем и обучаем технологов, в 2022 г. открыли несколько участков по разработке с уникальным оборудованием. Подключаем несколько центров компетенций по инженерным специальностям, есть новые технологии в области машиностроения, промышленной электроники. И везде задействованы узкие специалисты, которые работают в комплексе — совокупность их знаний, навыков и компетенций и дает нам инновации по всем направлениям.

Как сегодня чувствует себя рынок, есть ли планы по укрупнению или, например, по продаже российским производителям предприятий, которые принадлежат зарубежным компаниям?

— Как уже было сказано, компании из «недружественных» стран массово не покидают рынок. Фармацевтика пока остается неприкосновенной исходя из гуманитарных обстоятельств. Франшиза на производство тех или иных препаратов существовала и ранее, до событий 2022 г., так как не всем западным компаниям выгодно располагать производственные мощности в РФ, многие прибегают к франшизе.

Тем более, отечественных производств на территории России гораздо больше, поэтому, даже если зарубежные игроки начнут что-то продавать, они просто нанесут вред себе. Все-таки они не так много здесь производят, большая доля идет из-за рубежа.

Читайте также: Новосибирская фармкомпания начнет производить аналоги зарубежных лекарств

Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.