Служба медиации в компании: что это и зачем?

Служба медиации в компании: что это и зачем?
Иллюстрация: «Аптайм»

В большом коллективе всегда есть противоречия и конфликты. Любая организация, объединяющая много людей с разными интересами, формирует сложное конфликтное поле. Что с этим делать?

Управляющий партнер компании «Аптайм», профессиональный медиатор Татьяна Гребенкина

— В большом коллективе всегда были и будут противоречия и конфликты. Любая организация, объединяющая большое количество людей с разными интересами, формирует вместе с тем разнообразное и сложное конфликтное поле. Однако для того, чтобы корпоративная (Крэм и Мак-Вильямс предлагают, как более соответствующий, термин «организационная») медиация была эффективной, необходимо четко структурировать многообразие конфликтов.

Какие виды медиации включает в себя понятие «организационная медиация»?

Медиация корпоративных споров. Например, урегулирование конфликтов производственной компании с поставщиками материалов, компании-застройщика с генподрядчиком и т. п. будут отнесены к категории конфликта «бизнес-бизнес», а урегулирование конфликта в розничной точке с покупателем — к категории «бизнес-клиент»;

Партнерская (владельческая) медиация предполагает разрешение большого спектра вопросов в спорах между владельцами бизнеса. Это понятие включает в себя споры о структуре собственности, распределении прибыли, инвестировании, а также конфликтные темы корпоративного регулирования договоров между собственниками;

Корпоративная медиация занимается урегулированием споров, возникающих между субъектами корпоративного управления: общим собранием акционеров, советом директоров, генеральным директором, комитетом при совете директоров, advisory board и т. д.;

Медиация трудовых споров предполагает решение конфликтных ситуаций между компанией и отдельными сотрудниками — как работающими, так и увольняющимися.

Данные виды споров могут разворачиваться как в ограниченном составе медиантов (человек-человек), так и в составе групп медиантов («человек-группа» или «группа-группа»). Таким образом, большое разнообразие задач по урегулированию организационных споров формирует потребность организаций не только в медиации как таковой, но и в создании в каждой отдельной компании собственной службы медиации.

Как выглядит такая служба?

В ее состав могут входить как внутренние медиаторы, имеющие специализацию в одном или двух из перечисленных выше видах медиации, так и внешние медиаторы, располагающие высокой квалификацией в силу особой сложности и конфиденциальности решаемых ими вопросов между собственниками компании. Возглавлять такую службу должен корпоративный медиатор. Он отвечает:

— за выявление и урегулирование конфликтов, возникающих в компании;

— за профилактику конфликтов и споров посредством систематического повышения компетентности сотрудников в вопросах конфликтологии, переговоров и коммуникации, а также популяризации инструментов медиации в корпоративной среде;

— за соблюдение требований федерального закона 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» при проведении процедур медиации;

— за качественную и грамотную организациюю работы службы медиации.

Что нужно сделать, чтобы служба медиации появилась в компании?

Шаг 1. Осознать сравнительные выгоды от наличия такой службы в компании. Для этого необходимо получить достоверную информацию о процедурах медиации, ее принципах и возможностях, а также оценить экономический эффект от затрат на содержание такой службы.

Шаг 2. Провести информационно-обучающую сессию для топ-менеджеров и агентов влияния (лидеров любого уровня организации, оказывающих влияние на принятие или непринятие сотрудниками той или иной инновации). Главная задача данного этапа — ответы на вопросы, какую выгоду извлечет каждый сотрудник и компания в целом от внедрения новых бизнес-процессов, а также — что такое медиация и как она работает.  

Шаг 3. Найти руководителя будущей службы медиации. В большинстве случаев это не самая сложная задача, если есть понимание, какой именно руководитель службы медиации и с какими компетенциями вам необходим.

Шаг 4. Совместно с руководителем службы медиации (на основе анализа поля корпоративных конфликтов вашей организации) спроектировать состав будущей службы и обусловленный ее работой бизнес-процессинг.

Шаг 5. Внедрить решение в жизнь.

Как работает служба медиации на практике? Рассмотрим один из вариантов решения задачи по внедрению службы медиации на примере реального кейса.

Крупная компания, включающая в себя сеть многопрофильных медицинских клиник на территории Уральского федерального округа (УФО), располагает персоналом в количестве 500 человек. Собственник сам управляет бизнесом. Основные конфликты разворачиваются:

— между собственником и топ-менеджерами из-за разного видения задач развития, импульсивного стиля управления собственника, недооценки заслуг и вкладов топ-менеджеров в развитие компании;

— между топ-менеджерами и главными врачами клиник из-за разности взглядов на их функционал и используемые ими инструменты менеджмента;

— между отдельными медицинскими работниками.

Собственник принял решение нанять внутреннего медиатора, способного снизить уровень напряженности в коллективе и перевести систему в рабочее состояние.

На первом этапе корпоративный медиатор провел интервью с сотрудниками различных уровней управления и структурировал типовой перечень конфликтов. Затем он провел серию тренингов для потенциальных участников медиации, разъясняющих цели, принципы и методы его работы. Его главной задачей в данном случае было преодоление недоверия и предубеждения, что в конфликтной ситуации медиатор займет чью-то сторону и будет работать на чьи-то интересы без соблюдения необходимой конфиденциальности.

В соответствии с принципом добровольности корпоративный медиатор пригласил к участию в процедуре всех желающих. Первыми изъявили желание рассмотреть свою ситуацию один из топ-менеджеров компании и главный врач клиники. После того как их конфликт был успешно разрешен, корпоративный медиатор провел сессию, в которой попросил участников медиации поделиться своими впечатлениями и оценить пользу метода.

Сегодня, спустя 8 месяцев служба медиации активно работает по всем типам конфликтов и является востребованным рабочим инструментом жизни и развития компании. Доверие к медиатору значительно увеличилось. Достаточно сказать, что в службе медиации работают уже два медиатора, распределяющие между собой поток запросов. Следующий этап для них уже наступил: собственник компании поставил перед службой задачу выйти в плоскость решения споров между клиниками и пациентами.

Нужна ли вам медиация в компании? Ответить на этот вопрос вы сможете, когда посчитаете затраты на урегулирование одного конфликта.

Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • В уральскую фирму ворвались вооруженные люди. Это рейдерский захват?В уральскую фирму ворвались вооруженные люди. Это рейдерский захват?
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.