«Китайцы» воспользовались отсутствием альтернативы
Китайцы атакуют — на российском рынке новых автомобилей растет доля брендов из Поднебесной. Федеральные тренды полностью подтверждает и новосибирский рынок дилерских продаж.
И пусть не все идеально с ассортиментом и сервисом — китайские автомобили постепенно завоевывают доверие сибиряков.
По данным маркетингового агентства НАПИ, в период с января по апрель 2023 г. доля китайских легковых автомобилей на российском авторынке составила 40%, тогда как в аналогичный период прошлого года этот показатель составлял 8,9%.
По ряду сегментов китайцы добились больших успехов. Так, в классе SUV по итогам продаж четырех месяцев 2023 г. они заняли 60% рынка.
Счет 6:4
Если говорить о марочной структуре рынка, то за первые 4 месяца продаж в РФ лидирует Lada с долей рынка 33%. Но дальше, вслед за «Ладой», традиционно идут китайские марки: Chery, Geely, Haval, EXEED, OMODA. И мы видим, что в топ-10 продаж в России по большей части расположились автомобили китайских марок, — сообщил в ходе онлайн-конференции исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.
Ситуация с продажами в Новосибирской области во многом напоминает общероссийскую.
По данным, предоставленным «Деловому кварталу» аналитическим агентством «Автостат», в топ-10 марок новых автомобилей в Новосибирской области по итогам продаж в I квартале 2023 г. вполне ожидаемо лидирует отечественная LADA, но с падением продаж на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На втором месте — китайский бренд Chery с гигантским ростом продаж, на 121%. Тройку лидеров занимает еще одна марка из Поднебесной — Haval, и тоже с ростом продаж на 22,5%.
Четвертое место удерживает упрямый кореец Hyundai — с катастрофическим показателем сокращения продаж на 71,3%. На пятом месте снова китаец — марка Geely с ростом продаж 70,3%. Любовь сибиряков к Toyota по-прежнему крепка, и эта марка на 6 месте рейтинга, но с серьезным сокращением продаж — на 56%.
Далее места распределились следующим образом: 7 место — китаец EXEED (рост продаж на 360%), на 8 месте — KIA (сокращение продаж на 74%), на 9-м — Jetta (китайское подразделение Volkswagen, которое сосредоточилось на создании бюджетных моделей). Замыкает топ-10 снова китайская марка — OMODA. Итого: из 10 марок рейтинга шесть —китайские. Счет 6:4 в пользу автопроизводителей из КНР.
Китайские автопроизводители находятся в процессе занятия своих ниш на рынке. Они все еще сталкиваются с проблемами, связанными с доверием потребителей, а также с конкуренцией со стороны европейских и японских брендов, которые имеют более длительную историю и установленную репутацию. Но, думаю, путь к потребителю в России у них будет самый быстрый в мире, так как альтернатива предложения на данный момент минимальна, — пояснил директор дилерского центра «СТС автомобили» Павел Костенко.
Плюс и минусы
В чем же плюсы и минусы новых китайских авто? К числу плюсов Павел Костенко относит низкую цену — китайские автомобили обычно стоят дешевле, чем аналогичные модели европейских и японских брендов. Но за последний год цена на китайские автомобили выросла существенно.
Автомобили стали намного лучше качеством в последние годы, и многие из них предлагают хорошее соотношение цены и качества. Плюс наличие новых технологий в поставляемых автомобилях, — отметил Костенко.
Руководитель отдела маркетинга и рекламы дилерского центра Chery «Луна Авто» Вера Лазарева уверена — продажи новых китайских автомобилей в Новосибирске однозначно выросли:
Среди преимуществ этих автомобилей можно выделить доступную цену и высокий уровень оснащения автомобилей. К тому же, многие китайские машины имеют интересный и современный дизайн.
Павел Костенко напомнил, что, помимо плюсов, у «китайцев» есть и минусы:
Во-первых, недостаточная известность брендов. Китайские марки автомобилей все еще не имеют такой известности, как европейские и японские марки. Во-вторых, недостаточное количество сервисных центров: китайские автомобили могут быть сложными для ремонта, и, вероятно, трудно найти сервисный центр, который может обслуживать их. В-третьих, отсутствие широкой ассортиментной линейки: китайские автомобили могут иметь ограниченный выбор моделей на рынке в Новосибирске, что может быть недостаточным для удовлетворения потребностей потенциальных покупателей.
Вера Лазарева пояснила — китайские марки автомобилей стали более популярными в последние годы, но они все еще не могут полностью заменить пустые ниши, оставленные европейскими и японскими брендами:
Это связано с тем, что у китайских автомобилей еще проблемы с качеством и надежностью, что не позволяет им полностью заменить более устоявшиеся бренды. Также сейчас популярен параллельный импорт, что влияет на автомобильный рынок.
Технический директор международной сети автосервисов FIT SERVICE Алексей Рузанов отметил улучшение качественных характеристик китайских автомобилей за последние 10-15 лет: в лучшую сторону изменились кузовная часть, качество лакокрасочного покрытия, отделочные материалы в салоне, общее качество сборки.
Кроме того, по его словам, китайский автопром совершил скачок в технологиях, которые внедряются в современные модели. Сейчас по электронной начинке мало какой китайский автомобиль уступает европейскому или японскому автопроизводителю. Об этом говорит и массовое появление китайских электрокаров и гибридов достойного качества. Однако до уровня японских и европейских «одноклассников» они пока еще не добрались.
Но китайские машины премиум-сегмента уже вообще не вызывают глобальных нареканий, как это было буквально десять лет назад, — сказал Рузанов.
Сервис и запчасти
У каждого — свой опыт. Вера Лазарева считает, что при обслуживании китайских машин многое зависит от собственных наработок отдельно взятого дилера:
Ситуация с сервисом и запчастями в Новосибирске зависит от конкретного бренда и дилера. Если мы говорим о компании «Луна Авто», то у нас работают квалифицированные специалисты, которые прошли обучение, имеют сертификаты и продолжают обучаться при выходе новых моделей. По запасным частям: большая часть у нас в наличии, но есть такие детали, как, например, лобовое стекло — в этом случае ожидание может длиться от двух недель до трех месяцев.
По мнению Алексея Рузанова, сейчас ключевая проблема постпродажного обслуживания китайских авто — это подбор и покупка нужных запчастей:
Количество китайских брендов авто уже превышает 200 марок. До нас доходят еще не все, но их уже очень много. Кроме марок, есть различные модели и модификации автомобилей. При этом на свежие автомобили (2021-2022 года выпуска) сложно получить актуальную информацию по запчастям и технологиям ремонта, нет специализированных программ для автосервисов.
Как сказал эксперт, на популярные в России марки и модели китайских автомобилей, которые уже давно продаются в стране, все запчасти в наличии есть:
Мы давно успешно обслуживаем такие авто. Но если речь идет о более свежих, новых марках, а также о более сложном ремонте, то здесь дела обстоят хуже. Конечно, ситуация с наличием необходимых запчастей постепенно выравнивается, но все еще далека до идеала.
Доля «китайцев» продолжит рост
Вера Лазарева напоминает — все больше китайских брендов выходят на рынок, из числа недавних, например, OMODA:
Планируется открытие еще как минимум двух новых китайских брендов, о которых пока не могу вам рассказать. У бренда Chery на это лето планируется презентация и начало продаж нового Arrizo 8.
Алексей Рузанов отметил, что на станции FIT SERVICE по статистике в год заезжает примерно 1,5-2% «китайцев» от общего количества автомобилей:
За последний год наметилась тенденция к росту. Мы ожидаем значительного роста сегмента китайских машин на обслуживании в нашей сети примерно через 2-3 года — к этому моменту закончится их гарантийное обслуживание.
Михаил Фокин