Потребительская активность россиян выросла на 11%, отметили финансовые аналитики
За пять месяцев общий показатель покупательского спроса приблизился к значениям аналогичного периода 2021 г., объем потраченных средств вырос на 11%, по данным сервиса Продажи.рф.
Эксперты Продажи.рф («Первый ОФД», входит в группу ВТБ) выяснили, что в январе-мае 2023 г. россияне чаще, чем годом ранее, покупали электронику — количество товаров выросло на 20%, при этом траты снизились на 6% к прошлому году, составив 10 млрд руб. К аналогичному периоду 2021 г. количество покупок выросло почти на 29% при том же объеме затрат.
По статистике торговых точек, обслуживаемых «Первым ОФД», за январь-май россияне потратили около 1,2 трлн руб.
Среди популярных категорий существенных изменений не произошло. Спрос на одежду и обувь вырос на 2% к прошлому году, а объем потраченных средств увеличился на 13% (около 144 млрд руб.), сохранившись в пределах годовой инфляции, сообщили аналитики. По сравнению с 2021 г. активность покупателей в этом году была ниже на 10%, что связано с остаточным влиянием ухода крупных брендов — здесь восстановление спроса происходит постепенно, по мере замещения товаров на рынке, говорят специалисты. Так, в мае 2023 спрос в категории вырос на 22% к апрелю.
В сегменте пищевых продуктов объем потраченных средств за январь-май составил 317 млрд руб. Специалисты Продажи.рф отметили небольшое снижение к прошлому году количества приобретаемых товаров, что во многом связано с изменением модели потребительского поведения. На фоне стабилизации ситуации покупатели перераспределяют свои расходы в пользу так называемых необязательных покупок — тратят больше на досуг и развлечения, делают крупные, дорогие покупки.
Активное восстановление потребительского спроса, которое мы отмечаем в 2023 году, подтверждается также и данными Центробанка. Мы наблюдаем довольно умеренные показатели ценового давления, рост расходов на те или иные товары в пределах или ниже показателей инфляции, а в некоторых категориях можно говорить даже о небольшой дефляции. Покупательскую способность стимулируют позитивные рыночные ожидания и доступность всех видов кредитования для населения. Рынок потребительских товаров постепенно возвращается к своей докризисной структуре. В условиях дальнейшей стабилизации экономической ситуации и успешной реализации адаптационных мероприятий мы рассчитываем, что он продолжит расти, — спрогнозировала руководитель отдела продаж аналитических сервисов «Первый ОФД» Александра Красовская.
Спрос на товары для спорта и активного отдыха после снижения в 2022 г. также вернулся на уровень 2021 г. по количеству покупок, объем расходов вырос за два года на 5%, достигнув 15 млрд руб. за январь-май, подсчитали аналитики. Одновременно россияне стали реже приобретать алкоголь и сигареты: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество покупок в этих категориях снизилось на 8% и 11% соответственно, а к пяти месяцам докризисного 2021 года — на 5% и 10%.