«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники
Автор фото: Роман Барников. Иллюстрация: https://nsk.dk.ru/

Уже несколько лет медицинская отрасль проходит серьезные испытания на прочность. Как справляется с вызовами частная медицина в Новосибирске, обсудили за круглым столом с «Деловым кварталом».

«Деловой квартал» предложил представителям сообщества поговорить о том, как медицинская отрасль пережила санкционный год, что сегодня происходит на рынке медицинских услуг, какие проблемы приходится решать чаще всего, и какие ожидания у руководителей частных медучреждений сегодня.

Модератором круглого стола выступила директор маркетингово-медицинского агентства МЁД Ирина Овдина.

Основатель «Клиники 1+1» Татьяна Тищенко подтвердила, что год был сложным, но он прожит достойно:

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  1«Мы приняли участие в нескольких международных мероприятиях и выставках. В апреле провели в Новосибирске международную встречу, на которую пригласили коллег из дружественных стран. Отчетливо поняли, что сейчас самое время говорить о медицинском туризме и об экспорте медицинских услуг это очень перспективное направление, тем более наш город стал одной из пилотных площадок для реализации федеральной программы по развитию медицинского туризма. Только в 2022 году в Новосибирск приезжали жители из 110 стран за получением медицинской помощи.  

Если говорить про сложности, то они, конечно, были: кто-то из коллег приостановил оказание услуг по эстетической медицине; кто-то сократил расходы на рекламу и инвестпрограммы; многие приостановили клинические испытания. Подорожали расходные материалы: в амбулатории расходники всегда составляли 2-2,5% от общих затрат, сейчас это порядка 7-8%. Для нас это огромная разница.

У нас в компании случались перебои с лекарственным обеспечением. Но на фармацевтический рынок вышли новые производители: Китай, Индия, Беларусь, Казахстан, Россия, которые сегодня весьма успешны в поставках».

Руководитель отдела маркетинга и рекламы клиники «Санитас» Кристина Елизарова рассказал, что им пришлось долго решать вопрос по доставке оборудования. Помогли большой опыт, авторитет и настойчивость основателя клиники Михаила Андрушкевича — оборудование в итоге было получено.

Представители клиники заметили, что из-за ухода отдельных поставщиков сузилась возможность выбора расходных материалов:

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  2«Например, если раньше мы выбирали перчатки среди десятка производителей, то сегодня предлагают 3-4 фирмы, идет почти точечная подборка. Тестируем предложения новых поставщиков, изучаем рынок. По многим позициям делаем складские запасы, отдел снабжения работает очень напряженно каждый день ведет какие-либо закупки», отметила Кристина Елизарова.

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  3Михаил Андрушкевич посетовал на то, что практически перестали работать научные договоры. Еще одна проблема — сложности в поставках материалов для хирургии, травматологии, анестезиологии. Была подобная проблема в стоматологии — сейчас многие материалы заменили на качественные китайские и другие аналоги. Заметно вырос срок поставки оборудования, некоторые компании переоформляют лицензии, поэтому возможен технический перерыв в несколько месяцев.

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  4Директор клиники «АСТРА-МЕД» Марина Кондратенко уточнила, что многопрофильная направленность и специализация на медицинских осмотрах позволила создать определенный запас прочности. Но заметно подорожали расходные материалы, некоторые позиции — на 100%, а это серьезно повлияло на себестоимость.   

Что касается оборудования, то в прошлом году клиника купила два маммографа корейского производства, причем по цене ниже европейских аналогов.

«Можно сказать, что, обратив свои взоры на восток, на азиатских производителей, мы даже остались в плюсе, — пояснила Марина Кондратенко. — Учитывая, что у нас поликлиническое направление, то проблем с лекарственными запасами не ощутили. А вот наши пациенты, к сожалению, не всегда могут сразу найти препараты, которые им назначают для терапии. В этом случае подбираются аналоги, используются разные логистические цепочки в любом случае лекарство находится. И еще радует то, что мы сохранили цены на лабораторные услуги, за это отдельное спасибо нашим коллегам».

Управляющий сетью клиник «СМИТРА», руководитель комитета по здравоохранению «Опоры России» Петр Смиренко согласен с коллегами, что заметно подорожание расходных материалов, которые постоянно необходимы в работе. Причем разочарование, по его словам, вызывает тот факт, что, когда покупаются материалы региональных производителей, идет неоправданное завышение цены, и это переменные затраты, которые постоянно нужно пересчитывать. А вот пустующие ниши рынка быстро заполняются, приходят новые поставщики, появляются складские запасы, поступают ежедневные коммерческие предложения.

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  5«Я, конечно, был приятно удивлен, что поставки оборудования очень быстро восстановились, хотя некоторые позиции все-таки исчезли. Видим сложности с приобретением анестетиков в стоматологии. В прошлом году пришлось разорвать один контракт на поставку стоматологической установки, деньги нам вернули, и в итоге мы ее все равно приобрели, причем получили за два месяца, а до этого ожидание тянулось девять месяцев. Хорошо, что на рынке уже есть выбор, остается напряженным вопрос ценообразования: прошлой весной покупали отечественный гистероскоп, осенью купили второй, но уже на 40% дороже. Возможно, со временем цены скорректируются, как это было, например, с масками в период пандемии и сейчас», сказал Петр Смиренко.

Управляющая LifeBenefit & Reafan Лариса Панина подтвердила, что сильно подорожало оборудование, содержащее оптику и любые детали, которые попадают в категорию товаров двойного назначения — их импорт сейчас запрещен из-за санкций (рентгеновские трубки, датчики газов). А вот корейский производитель цены не поменял, поэтому происходит своеобразное «европозамещение».  

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  6Еще один заметный тренд сильно вырос рынок вторичного оборудования, причем оно может быть абсолютно новое, в заводской упаковке, но классифицируется как б/у. Возможно, это связано с тем, что не все частные медицинские учреждения смогли адаптироваться к новым реалиям и были вынуждены закрыться, отметила Лариса Панина.

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  7Главный врач Клиники восстановительной медицины Альбина Никитина и координатор Клиники Инесса Тимофеева столкнулись с нехваткой определенных препаратов. В пиковые моменты приходилось их приобретать по завышенным ценам. А вот оборудование, заказанное в Грузии, пришло очень быстро. По расходным материалам, будь то маски, перчатки или бахилы, особого напряжения не было — выручили складские запасы, поставки сегодня регулярные, меняются лишь цены, отметили эксперты.

«У нас были даже запасы бумаги, поэтому всеобщий ажиотаж не почувствовали, зато быстро освоили двустороннюю печать. А вот читая приносимые пациентами документы, напечатанные шрифтом 8 на формате А5, зрение, наверное, ухудшили», — с юмором описала ситуацию Альбина Никитина.

Заранее подготовились к возможным сложностям и в клинике «Блеск»:

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  8«Очень выручили запасы в нашем магазине «Блеск-Тех», которые были сделаны в январе-феврале прошлого года, так что стоматологи не ощутили каких-либо перебоев, — поделилась директор Наталья Воробьева. — Конечно, отдельные сегменты иногда заканчиваются, мы приобретаем их уже по другим ценам, но за счет того, что всегда есть основные расходные материалы, удается сдерживать рост цен для пациентов».

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  9Учредитель клиники «Нико-дент» Елена Пивоварова подтвердила, что благодаря закупкам в «Блеск-Техе» перебоев с поставками не ощущается — такие-то позиции берутся с запасом, и это сильно выручает. Удручает лишь то, что излишки материалов, которые приобретались по высоким ценам, означают заложенные потери для собственника бизнеса.

Учредитель и директор Учебного центра и центра по продаже расходных материалов специалистам эстетической медицины «Лэди Лэнд» Ольга Нюняева уточнила, что особых проблем не заметили, бизнес динамично прирос:

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  10«Посколько мы компания-дистрибьютор, то можем позволить себе выбрать разные препараты: много сертифицированного Китая, есть замечательные корейские препараты, остались некоторые европейские марки, Великобритания. В плане оборудования перешли на корейских производителей нас полностью устраивает цена-качество; приобрели достойный парк эстетического оборудования».

В «Инвитро» в прошлом году столкнулись с проблемой поставки реагентов из-за ухода некоторых (не основных) поставщиков, но быстро нашли замену в Южной Корее, Санкт-Петербурге, Китае.

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  11«Конечно, для ряда исследований поменялись производители реагентов и приборов, изменилась логистика, но основные поставщики соблюдают все обязательства, процесс поставок реагентов и расходных материалов перестроен и отлажен, — рассказал главный врач клинико-диагностической лаборатории ООО «Инвитро-Сибирь» Андрей Поздняков. — Есть нюансы в диагностике аутоиммунных заболеваний, это узкоспециализированные производители, в России аналогов нет, так что ищем альтернативные варианты. Был период, когда полностью ушла из России линейка ИммуноКАП достаточно большой группы тестов аллергодиагностики, сейчас мы ее полностью возобновили, а также параллельно ввели отечественную линейку аллергологических тестов компании АлкорБио. При этом в нашем меню регулярно появляются новые тесты, с хорошей клинической перспективой».

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  12Главный врач ГК ЦНМТ Елена Трубицына поделилась, как прошел пилотный проект передачи поликлинического отделения ЦКБ в Верхней зоне Академгородка под оперативное управление частной клиники в августе 2022 года. Все пациенты продолжают обслуживаться по полису ОМС, а это предполагает другую схему взаимодействия и с врачами, и с пациентами. Первые месяцы отработали в минус. Сейчас ситуация выравнивается, стало больше понимания в рабочих процессах.

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  13Главный врач клиники Morelle Татьяна Музафярова рассказала, что в прошлом году клиника закупила оборудование российских и корейских производителей. Ушла с рынка часть производителей премиальной инъекционной продукции. Некоторые европейские поставщики еще есть, есть и российские, но они часто используют европейское сырье и производные.

Сети клиник «Блеск» уход нишевых игроков помог в продвижении и активных продажах собственных уходовых средств.

«Наши продукты не были созданы под влиянием санкций, мы разработали их гораздо раньше, но вот легкая паника и задержки с поставками отдельных брендов в первом квартале прошлого года заметно увеличили продажи. А когда пациенты оценили эффект и комфортные цены, то пошли новые обращения. Словом, получился ход в обход», пояснила Наталья Воробьева.

Согласна с выбором отечественного производителя и Ольга Нюняева:

«Можно с уверенностью сказать, что слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками. Увеличились объемы и ассортимент российских средств профессионального ухода, их с большим удовольствием косметологи берут в работу, тем более у нас выпускаются действительно эффективные продукты. Так что это большой плюс и большой толчок к развитию, мы сегодня на взлете».  

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  14В то же время директор MedMart в Новосибирске Марина Кондратюк отметила, что порой возникают сложности со сроками поставок отечественного оборудования, сроками его изготовления, что формирует дефицит. По ее мнению, корейское и китайское оборудование более конкурентоспособно и интересно по цене, это достойная замена европейским аналогам и основная составляющая для выбора частной медицины. Да и сами производители очень заинтересованы в российском рынке — они делают хорошие предложения для продвижения своего оборудования, дают товарные кредиты, обеспечивают запасы товара на складах, отметила эксперт.

«Такой подход и быстрая переориентация на азиатский рынок помогли заполнить освободившуюся нишу и снять ту панику, которая была год назад, когда мы не знали, что же будет. Остались, конечно, какие-то незакрытые ниши у каждой клиники, но все эти вопросы решаемы, уверена Марина Кондратюк. А наши российские производители выглядят пока как ленивые товарищи у них в государственной медицине все неплохо, и бороться за место на рынке частной медицины им пока не интересно».

На самом деле сейчас рынок предоставляет большие возможности, считают эксперты: все готовы бороться со стереотипами и менять свои привычки и в плане оборудования, и в плане расходников. Сейчас все вынуждены стать гибкими. Правда, как отметили игроки рынка, еще стоит вопрос — как на эту гибкость откликаются производители.

«Российские производители не все откликаются гибко. Рынок уже изменился и наверняка еще изменится. Будет другая форма рынка, будет другой спектр поставщиков, другой спектр оборудования. А мы как потребители переживаем за российского производителя. Я, конечно, хотел бы, чтобы наши производители использовали сегодняшние уникальные шансы занять освободившиеся ниши. И на складах надо обязательно сделать запасы наиболее востребованных медицинских товаров отечественного производства», высказал свою точку зрения Петр Смиренко.

Сегодня, как заметила Кристина Елизарова, сами пациенты включаются в рынок, проявляют гибкость: они создают сообщества, обмениваются информацией, обсуждают логистические цепочки, помогают в поиске лекарств.

Единодушное мнение высказали медики по проблеме кадрового дефицита, которая для них всегда стоит остро: недостаток медицинских специалистов оказывает огромное влияние на работу медучреждения, что может привести к плохой обслуживаемости пациентов и низкому качеству медицинской помощи.

Одна из главных причин недостатка кадров в медицине — низкая оплата труда. Медработники часто получают зарплату, которая не соответствует их профессиональным навыкам и ответственности, которую они несут за здоровье пациентов. Это приводит к тому, что многие талантливые люди выбирают другую карьеру с более высоким заработком. Хотя, по признанию Петра Смиренко, в клинике «СМИТРА» зарплаты в 2022 году выросли на 30%. Его коллеги подтвердили, что зарплаты выросли по всем направлениям.

При этом, как заметили участники встречи, зарплаты в государственных медицинских учреждениях сегодня выше, чем в частной практике. Но проблема нехватки кадров характерна для всей медицинской отрасли. Медицинский персонал работает в условиях эмоционального напряжения и физических нагрузок. Кадровый дефицит и отсутствие необходимого оборудования также увеличивают нагрузки.

Еще проблема кадров в медицине связана с недостатком квалифицированных специалистов. Обучение медработников занимает много времени и требует значительных затрат. Одно из решений проблемы кадров в медицине — улучшение образовательной системы, развитие сети медицинских колледжей, поднятие престижа профессий младшего медперсонала.

Кроме того, не все имеют возможность получить высшее медицинское образование из-за ограничений по бюджету или географическому положению. Необходимо создавать условия для того, чтобы большинство людей имели возможность получить высшее медицинское образование и проходить дополнительное обучение. Для этого можно использовать различные формы государственной поддержки, например, гранты или льготные кредиты для студентов, считают руководители клиник.

Также они отметили, что сегодня профессиональное медицинское сообщество стало более сплоченным — появилось больше партнерских взаимосвязей внутри Новосибирска, области, Сибири.

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  15В целом ситуация и настроение в частной медицине города более оптимистичны по сравнению с прошлым годом. Прошел процесс адаптации к новым реалиям, стали видны новые перспективы. Мы справились с «европозамещением». Хотелось бы надеяться, что российские производители станут более активны и запустят наконец-то те линейки продуктов, которые реально необходимы на рынке, — подытожила Ирина Овдина.

Елена Евстафьева

Фото: Роман Барников

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  16

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  17

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  18

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  19

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  20

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  21

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  22

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  23

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  24

«Слоган «Сделано в России» заиграл новыми красками». Как прожили год частные клиники  25

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.