Юрий Аникин, СО РАН: «На знания и умных растет спрос»
Заместитель главного ученого секретаря СО РАН Юрий Аникин рассказал, как сегодня осуществляется навигация в мире научных знаний и почему важно объединить усилия ИТ-компаний и институтов.
На ИТ-Форуме СИИС 2023, который пройдет 29-30 июня в Технопарке Новосибирского Академгородка, ученые и разработчики обсудят, как ускорить создание новых продуктов и организовать грамотный трансфер научных знаний в экономику.
Дело науки — служение обществу, и все понимают, что от скорости передачи научных знаний зависит быстрота создания новых технологий. Вы обозначили одной из главных тем на ИТ-форуме СИИС «Трансфер научных знаний в экономику». Какие задачи предстоит решить?
— Мы в самом начале пути, готовых решений нет. Хочется развернуть дискуссию между разработчиками и учеными, чтобы понять, где ИТ-компании черпают информацию для создания пакетных предложений, и как институты сотрудничают с ними в трансфере своих моделей и научных кодов.
У нас есть гипотеза, что успешным способом передачи знаний является использование научных моделей в программных продуктах для инженеров. Ученые традиционно передают знания в виде текстовых отчетов, которые потом сложно найти и сложно использовать. Главная мысль — ученые должны научиться описывать свои знания в виде вычислимых моделей и передавать их в экономику в таком виде. Сейчас коды пишутся и чаще остаются в лабораториях, но развивается обмен моделями через репозитории кода, open source.
Инженеры используют программные пакеты с мультифизичным моделированием. В качестве примера: в CAD можно задать геометрическую конфигурацию, ввести параметры и получить готовый проект изделия, а можно и промоделировать физические явления — химические реакции, горение, расширение, деградацию материалов. Модели могут использовать даже не специалисты. Чтобы идти по этому пути, институтам нужно изменить отношение к результатам, которые они выдают.
А не возникнет проблема с защитой интеллектуальной собственности изобретений?
— Если продукт производится под заказ, права принадлежат заказчику. Все, что создано на государственные деньги, — собственность государства, а затем передается в публичное пользование. В мире развиваются репозитории научных программ, моделей и кодов, без нарушения авторского и промышленного права.
Ученые обмениваются знаниями между собой, изменяя и переиспользуя их. Есть и другой способ — вставлять научные модели в инженерные пакеты. Тогда передача научных знаний будет происходить быстрее, и как следствие — вывод продуктов на рынок. В России тоже есть разработчики пакетов для инженерного проектирования и мультифизичного моделирования.
Опыт каких компаний в трансфере знаний интересен? Какие институты планируете привлечь к дискуссии на форуме?
— Лично я мало знаю случаев взаимодействия в такой форме, но очень хочу, чтобы оно стало массовым. В Новосибирске пока нет интеграторов научного софта. Хотя Институт теплофизики пишет сертифицированные коды для моделирования в атомной энергетике, Институт теоретической и прикладной механики участвует в пакетах для обсчета аэродинамики летательных аппаратов, ИВМиМГ СО РАН много занимается моделированием и цифровыми двойниками. Хотим познакомиться с разработчиками пакета Логос из Сарова и компанией Форсайт.
Ранее обсуждалась идея создания баз данных между институтами. Как это реализуется на деле, многие ли институты взаимодействуют друг с другом?
— К сожалению, пока проекта не получилось. Нужны базы знаний институтов, а их надо создавать. Затем такие базы надо объединять. Сейчас отчеты складируются в единую государственную базу НИОКР, но мало кто ей пользуется «на чтение».
Мы хотели тиражировать опыт Института катализа СО РАН и их программной системы в другие НИИ, но возникли сложности с приобретением проекта. В НГУ существовал хороший проект research.nsu.ru по сбору публикаций из институтов, научные сотрудники загружали в систему свои статьи. Он использовал зарубежный продукт, поддержка которого сейчас прекращена.
Нужны продукты с полными правами владения. Кроме этого, не все институты завершили стадию информатизации — не у всех внедрены корпоративные системы, системы управления проектами и другие стандартные для бизнеса инструменты. На круглом столе «Бизнес ИТ-решения в научном процессе» на форуме СИИС поговорим об этом подробнее.
На ваш взгляд, переход в цифру, использование искусственного интеллекта не станет угрозой для людей креативных профессий, ученых?
— Четыре года назад на СИИС мы провели отличную дискуссию «ИИ vs НИИ» о том, чем будет заниматься ученый, когда искусственный интеллект догонит его по когнитивным способностям. Главный вывод: ученый должен сохранять мотивацию к познанию, поиску и улучшению существующего мира. Это с одной стороны. А с другой — нести ответственность за действия ИИ.
Сейчас уже немало историй, как влияет искусственный интеллект на деятельность людей. Да, случается, что люди теряют работу. В области науки сегодня одна из основных задач — управление знаниями. Ученые повторяют путь программистов до появления open source — «переизобретают» то, что уже сделали другие ученые. Это часто проще, чем найти и переиспользовать знания.
В последние 50 лет отдача от вложений в науку стремительно падает. Все надежды по решению задачи навигации в существующем объеме знаний возлагают на искусственный интеллект. Это единственный план, и альтернативные инструменты управления знаниями отложены в сторону. Надо обсуждать, передаем ли мы задачу управления знаниями искусственному интеллекту полностью. От этого зависит эффективность и отдача от научных исследований. Это вопросы на круглый стол «ИИ vs НИИ, +4 года».
В последнее время наше высшее образование претерпевает изменения. Куда мы идем?
— Сейчас заметен неопровержимый тренд — на знания и умных растет спрос. Был период, когда этого не происходило. Компании, корпорации конкурируют за умных сотрудников и возобновляют связи с научными организациями, потому что даже за деньги они не могут создать инновации. Что касается образования, то продолжаются попытки воссоздать единую, связную и эффективную национальную инновационную систему. Это не общепринятое название, но все это касается науки, разработок, моделей.
В советское время работала единая система науки, технологий и промышленности, и такой системой можно было управлять скоординированно. Но в современных реалиях никто никому ничего не должен. Работают другие законы и правила, координации нет. То, что сейчас происходит с реформой образования, надо воспринимать как реформу науки. По существующему плану, университеты станут центрами изменений, инноваций в соответствии с американской моделью.
Позитивное в этом процессе то, что государственные инвестиции и спрос со стороны корпораций приводят в образование, науку и инновации мотивированных людей. Чем больше таких людей, тем быстрее позитивные изменения и поиск решений для создания эффективной системы. СО РАН также должно стать институтом развития научных и образовательных организаций, способствовать их улучшению, взаимодействию и трансферу знаний.
По вашим ощущениям, молодежь сегодня идет в науку или предпочитает бизнес?
— Я думаю, что не стоит сравнивать и разделять. Главный мотив для молодого человека — самореализоваться. Не важно, в науке или в бизнесе. Важно создавать что-то полезное и быть востребованным лично. В институтах есть такие лаборатории, и студенты с удовольствием в них идут. Правда, динамично развивающиеся лаборатории сложнее найти, чем компании.
Чаще всего активно развиваются лаборатории, тесно взаимодействующие с компаниями и решающие реальные практические задачи. Если такой связи нет, то и наука стагнирует. Этот процесс должен быть непрерывным. Отличный пример — Научно-образовательный центр «Газпромнефть-НГУ». В нем ведется подготовка по нескольким программам: моделирование нефтегазовых систем, ИТ-геофизика, нефтяной инжиниринг, математическое моделирование. Студенты получают научные компетенции для исследований и работы в отрасли.
Университеты сейчас создают передовые инженерные школы, это очень хорошая площадка для развития и старта карьеры, и тоже на стыке исследований и разработок. В НГУ передовая инженерная школа «Когнитивная инженерия» имеет очень привлекательные направления: биотехнологии, геофизика, космическое приборостроение. Школа ведет прием студентов в магистратуру и ожидает повышенный конкурс.
Как будет выглядеть лицо науки и технологий будущего, если на минуточку стать футурологом?
— У меня на этот счет есть своя формула. Любая сложная система превалирует над простой, любая более динамичная система сильнее медленной. Другими словами, побеждают быстрые и адаптивные. А конкурентоспособность экономики зависит от скорости генерации и вовлечения в оборот новых знаний. Передача знаний происходит быстрее, когда они представлены в цифровом виде.
Цифровая экономика — это не сектор экономики, в которой товары и услуги — цифровые. Это вся экономика, которой можно управлять при помощи цифровых технологий и быстро вводить передовые знания и модели в цифровом виде. Поэтому необходимо научиться описывать научные знания в виде цифровых моделей, интегрировать их и передавать в экономику. За этим — будущее науки и технологий.
Сегодня много разговоров вокруг программы Академгородок 2.0. Какую систему ценностей нужно формировать, чтобы дух Академгородка сохранялся и в то же время был приток молодых кадров?
— Мы много думали над этим и сформировали миссию Академгородка — «уверенные будущие поколения». Из чего собирается такой образ? Мерилом уверенности является человек. Чем он живет сейчас, видит ли свое будущее желаемым или избегает его. Эта уверенность в будущем связана с саморазвитием и самореализацией, творчеством и комфортом. Впереди — эпоха перемен, турбулентности, коренных изменений. Для преодоления трудностей важно иметь позитивный образ будущего, турбулентность и неопределенность не вечны.
Академгородок должен привлекать людей своей верой в позитивное будущее. Даже если такой образ отличается от общепринятого. С другой стороны, будущее не может быть персональным, нельзя создать свой персональный рай. В системе ценностей должны присутствовать общие цели и общечеловеческие ценности. А критическая масса людей с такими ценностями и общим видением поможет интегрировать отдельные созидательные усилия.
Главное богатство Академгородка — нестандартные интересные люди. Что нужно сделать, чтобы он оставался такой точкой притяжения, чтобы люди не хотели уезжать?
— Главная причина здесь жить, работать и оставаться — это как раз такие интересные и яркие личности. Важно, чтобы они хотели здесь жить. Удерживать их можно только креативной средой и высокой степенью комфорта.
Беседовала Екатерина Вронская
Реклама