487 млрд руб. потратили россияне на автомобили с пробегом в мае
Согласно подсчетам специалистов «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») и агентства «АВТОСТАТ», доля отечественных авто составила лишь 35,3 млрд руб., а лидерах — японцы.
Эксперты совместно исследовали рынок легковых автомобилей с пробегом в РФ и определили его финансовую емкость по итогам мая 2023 г.
В мае 2023 года россияне стали обладателями почти 502 тыс. подержанных легковых автомобилей. Помимо того, что это в 1,5 раза больше, чем год назад, достигнутый результат оказывается еще и максимальным за 17 месяцев. Более высокий показатель вторичного рынка в последний раз фиксировался в декабре 2021-го — 513 тыс. единиц. А в течение всего 2022 года его ежемесячные объемы не дотягивали даже до 470 тыс. машин, — отметил исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов.
По данным аналитиков, в последний месяц весны жители России потратили на покупку подержанных авто 487,3 млрд руб., что на 85% больше показателя мая-2022 (263,9 млрд руб.). При этом за месяц было куплено 501,9 тыс. автомобилей с пробегом, что на 54% больше, чем в прошлогоднем мае (326,7 тыс. шт.). Сравнивая майские показатели с апрельскими, эксперты отметили, что в объемах рынок вырос на 1,3%, а его финансовая емкость снизилась на 0,4%.
Больше всего россияне в мае потратили на автомобили в возрасте 10 лет и старше. На них ушло 182,8 млрд руб., что в два раза больше, чем в мае-2022 (91,5 млрд руб.). Таким образом, доля возрастных машин в структуре финансовой емкости в последний месяц весны составила 37,5%, а год назад она была на уровне 34,7%.
По более «свежим» авто — в возрасте до 5 лет — картина другая: если в мае 2022 г. на них было потрачено больше всего денег (100,9 млрд руб., или 38,2%), то в мае-2023 они были аутсайдерами (150,5 млрд руб., или 30,9%). То есть доля в сегменте до 5 лет в общих тратах на авто с пробегом за год снизилась на 7%.
Оставшиеся 154,1 млрд руб. были потрачены на машины возрастной категории «5-9 лет». На их долю в мае нынешнего года пришлось 31,6% от всей суммы по сравнению с 27,1% год назад.
Самый большой рост показали затраты на покупку подержанных японских машин: в мае россияне купили 149 тыс. таких авто на сумму 165,8 млрд руб. В штуках «японцы» к маю 2022 г. прибавили 80%, в деньгах — 105%. И это лучшие показатели среди всех участников вторичного рынка.
Как отметили аналитики, в последний месяц весны именно б/у автомобили японских марок оказались самыми популярными у россиян. Несмотря на это, по объему затраченных средств они все же уступили «европейцам», которые стали лидерами: в мае их было куплено 118,5 тыс. единиц на сумму 177,6 млрд руб.
Что касается остальных марок, то за месяц россияне также приобрели 116,5 тыс. б/у отечественных автомобилей (на 35,3 млрд руб.), 66 тыс. — корейских (на 70,7 млрд руб.), 40 тыс. — американских (на 28,4 млрд руб.) и 9,8 тыс. — китайских (на 9,1 млрд руб.). При этом у всех участников рынка — положительная динамика, как в штуках, так и в деньгах.
Лидерство по затратам на вторичном рынке сохраняет сегмент SUV: на подержанные кроссоверы и внедорожники, по подсчетам аналитиков, пришлось порядка половины (47,4%) потраченных денег: в мае было куплено 128 тыс. таких машин на сумму 230,9 млрд руб.
По объемам рынка лидерство сохраняют б/у автомобили В-класса, которых россияне в мае-2023 купили в количестве 168 тыс. экземпляров, потратив на них 72,7 млрд руб. (доля составила 14,9%). Как следствие — эти два сегмента (SUV и B) суммарно занимают больше половины вторичного рынка как в количественном, так и в денежном выражении (59% и 62,3% соответственно).
Помимо них, в структуре затрат выделяются также подержанные машины С- и D-класса, результаты каждого из которых превысили 50 млрд руб., а их доля оказалась более 10%. У остальных сегментов показатели в мае были заметно ниже указанных значений.
Затраты в мае, как отметили эксперты, увеличились по всем сегментам, причем сильнее всех — среди минивэнов (в 3 раза). При этом менее других они выросли у автомобилей с пробегом F-класса (+24%).
Несмотря на рекордный объем покупок автомобилей с пробегом за последние почти полтора года, денег на них в мае было потрачено чуть меньше, чем в апреле. И связано это с изменением структуры вторичного рынка, прежде всего с ростом доли «старых» машин, которые стоят дешевле. Обратная картина наблюдается с «молодыми» автомобилями: стоят они дороже, но выставлять их на продажу стали меньше. Даже на фоне роста цен все это способствует снижению финансовой емкости рынка, — объяснила руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») Марина Дембицкая.