Алексей Руденских: «За рубеж нужно везти продукт таким, каким его любят здесь»
«Купинское мороженое», завоевавшее множество наград в своей стране, успешно вышло и на иностранный рынок. А какие новые амбициозные цели ставит себе директор предприятия?
Алексей Геннадьевич, расскажите, из чего выросло «Купинское мороженое»?
— Начиналось все в 90-х годах с компании «Инмарко», где я был обычным работником производственной линии. Компания быстро росла, поглощала другие предприятия, в том числе из соседних регионов, и кадров не хватало, а следовательно, были перспективы карьерного роста. Это дало мне возможность занять руководящую должность и заниматься уже развитием бизнеса компании. В те годы я получил богатый разносторонний опыт и понимание отрасли в разрезе всей страны, и в 2011 году решил попробовать открыть свое дело.
В то время я долго сотрудничал с местным молочным заводом, размещал производство, был знаком с его директором — очень хорошим человеком и сильным руководителем, сохранившим предприятие в самые трудные годы. Поэтому из нескольких вариантов в разных регионах остановился именно на этой площадке. Мы арендовали там цех и запустили свой проект, который в дальнейшем вырос в полноценный самостоятельный бизнес. Так и появилось «Купинское мороженое».
Задача оказалась не такой легкой, какой виделась вначале. Ведь когда работаешь в крупной компании, то не так сильно ощущаешь на себе влияние трудностей в экономике того периода, а вот когда работаешь на себя...
Как с тех пор поменялось предприятие, как удалось пережить кризисы?
— Основную концепцию мы не меняем, несмотря ни на какие внешние факторы: наше мороженое было и будет натуральным, безопасным и качественным. Мы четко придерживаемся этого концепта и идем вперед. Эта отрасль очень динамична — заставляет постоянно развиваться, работать на опережение, отслеживать новые направления, предвосхищать запросы, ведь потребитель становится все более разборчивым и требовательным.
Сейчас мы производим порядка 100 видов продукции, потенциал производственной площадки насчитывает более 10 тысяч тонн в год. При таком запасе мощностей мы можем прирастать к текущему объему выпуска. Но я не гонюсь за килограммами. Если бы я был наемным руководителем, и зарплата зависела от количества, то, наверное, так бы и рассуждал. Но у нас приоритеты другие. Коллектив их разделяет и тоже «бьется» за них.
Уделяем большое внимание безопасности и качеству. Работаем на натуральном молоке — это наше преимущество. Сырье получаем местное — район здесь экологически чистый, берем только у поставщиков, которых мы знаем и контролируем. Поэтому я считаю, что мы выпускаем очень хороший продукт, который радует людей по всей стране, и не только.
Кстати, как у вас осуществляется контроль, и какие правила вам как пищевому производству нужно соблюдать?
— Контролю в целом на предприятии уделяется очень большое внимание, и это красной нитью проходит через все производство: системы приемки, отборки, фильтрации, мониторинга и так далее.
Людям, которые разбираются в производстве, конечно, интересно к нам приезжать и обмениваться опытом. Мы и сами неоднократно посещали фабрики в разных странах. Например, когда мы за рубежом видим что-то шикарное, нам хочется перенять это к себе, чтобы в нашем родном городе тоже это было.
При этом в нашей сфере такая специфика: важно не просто создать продукт, а сделать его пригодным для серийного выпуска и не забыть наделить уникальными качествами. Продукт, который готов к выпуску, проходит тщательные тесты консистенции, вкуса, внешнего вида самого продукта, а главное внимание уделяется упаковке — продукт должен полностью соответствовать стандартам и нормам качества ГОСТ.
То, что мы держим высокую планку, подтверждают не только золотые медали на конкурсах, но и признание наших покупателей, «сарафанное радио», благодаря которому наше мороженое популярно: если оно по каким-то причинам пропадает из привычных точек, люди нам звонят, просят вернуть.
Помимо признания в своем городе и стране вы получили отклик и на иностранных рынках, судя по множеству наград за экспортную деятельность. Даже в премии «Делового квартала» «Человек года» в прошлом году вы взяли номинацию «Экспортер года».
— Да, с 2014 года, когда произошла девальвация рубля, мы сразу же воспользовались окном возможностей для ведения внешнеэкономической деятельности. Тогда еще не было полноценных разрешительных систем, и было множество проблем.
Мы все это прошли и теперь уже можем назвать себя опытными экспортерами, и действительно, уже неоднократно получали международные награды за качественный продукт и упаковку. И мы считаем, что за рубеж нужно везти российский продукт таким, каким его любят здесь, в России, а не подстраиваться под продуктовые традиции других стран. У нас своя страна, своя культура.
Например, туристы, которые побывали в России, хорошо знакомы с эскимо. И когда мы везем мороженое за границу, например в Китай, у нас лучше покупают эскимо и стаканчик, так как это узнаваемый российский продукт еще со времен Советского Союза.
Автор фото: Егор Тиммерман
А какая у вас ценовая политика для экспортного продукта?
— Мороженое нашего производства на полках Китая стоит не меньше 15 юаней. То есть мы продаем выше рынка, примерно в ценовой категории известных европейских производителей.
В России же мы держим среднюю цену, не гонимся за легкими деньгами. Мы понимаем, что за нами стоит целая история, наш путь оценивают и смотрят в том числе на то, как мы будем защищать не только свои интересы, но и свой регион. Например, кто нас знает в Москве? Да никто. То с Киприно перепутают, то еще с кем-то. Но мы-то с гордостью относимся к своему региону и гордо его отстаиваем. Я считаю, если ты производишь качественный и вкусный продукт, то тебе легче договариваться и пробиваться на любые рынки.
Сколько сотрудников у вас сегодня занято на предприятии? Актуальна ли для вас проблема дефицита кадров или текучка?
— На заводе в Купино в сезон у нас работало более 400 человек, в офисе в Новосибирске — 30 человек. Действительно, сложно удерживать профессионалов на предприятии в сельской местности, да и не только в сельской, это проблема номер один у многих. Поэтому вызов принят, и мы с ним работаем и понимаем, какие инструменты можно применять.
Активно работаем на сохранение и усиление коллектива. В 2021 году наша компания вошла в национальный проект «Производительность труда», который был реализован успешно. В 2022 году «Купинское мороженое» получило статус «Модельное предприятие» — это большая работа. Основной задачей в проекте было не получение льготных кредитов, как один из пунктов, а именно повышение культуры производства. Участие в проекте для многих оказалось испытанием, и для многих — новым открытием своего потенциала.
Кадровый дефицит присутствует везде, даже в Новосибирске, но мы стараемся тщательно подбирать работников в офис. Всех ключевых сотрудников я нанимаю сам: ведь надо понять, «наш» это человек или нет, заинтересован он или нет, временщик с определенными задачами или нет, откликается ли он на философию нашего предприятия, близка ли ему наша культура.
Если ты берешь человека, например, после института, и видишь в нем потенциал, отдаешь ему какое-то направление, даже контролируешь, то это все равно риск для бизнеса. Но рисковать приходится, то есть доверять. Ведь бизнес зависит не только от первого лица, но и от людей, которые будут это разделять и сопереживать наравне с тобой. Это, конечно, подкрепляет. Как говорится, «Один в поле — не воин».
А что помогает справляться с трудностями? Ведь бывает же тяжело?
— Тяжело бывает всем. Мы относимся к этому с пониманием, мы бойцы. Выдохнули, вдохнули — и дальше идем. Бывает, встречается непонимание в разных сферах. Бывает, посмотришь на расходы — а они растут без конца. Но мы эксперты, мы знаем, как с этим работать.
Справляться с трудностями помогают близкие люди, семья, а еще те же «ребята с нашего двора», которые выросли в нашей компании и стали крутыми специалистами. И мы, просто переглянувшись, понимаем друг друга. Когда есть те, кто готов подставить плечо — уверенности больше и больше оптимизма. Ценна именно командная работа, и ценен рациональный подход, оценка всех объективных фактов, причин. Поэтому к трудностям мы подходим с холодной головой.
Важен, безусловно, и пример руководителя. Потому что для команды ты должен быть лидером. И ты не можешь позволить себе быть слабым. Важна честность, открытость в отношении с людьми, неравнодушие. Ты должен понимать, что будет завтра, должен продумывать наперед. Ты несешь ответственность за последствия. Команда это видит, и они с тобой чувствуют себя уверенно.
А еще надо уметь отдыхать, отвлекаться, перезагружаться. В нашей компании принят активный отдых, спорт, и мы его пропагандируем. Перезагрузка в активном формате сильно помогает.
Вы занимаетесь спортом — наверное, это спортивная закалка помогает держаться такого подхода и не отступать?
— Помогает правильное распределение своих возможностей, ресурсов, нацеленность на результат. Причем не такой результат, которого нужно достичь любой ценой и исчезнуть. В бизнесе так бывает: компания пролетает, как комета, два-три года — и ее не стало. Но чтобы дистанцию бежать длительную, нужно к этому готовиться, закладывать фундамент. Чтобы показывать результаты, нужно дать себе время вырасти и осознать, что у тебя получается. Как в спорте.
Ведь чтобы участвовать в соревнованиях, необходимо поддерживать себя в форме. Пробежать четыре километра — это одно, это почти любой может, а пробежать 60 километров — это уже испытание. Тем оно и интересно. И ты спрашиваешь себя, могу ли я пробежать эту дистанцию? Могу. А подняться выше 5000 метров могу? Могу. И ставишь новый план.
Спорт действительно хорошо дисциплинирует и закаляет. Люблю лыжи, бег, альпинизм, бокс. Для меня это увлечение длиною в жизнь, и эти виды можно чередовать, выбирать то, что ближе в данный момент. Но бег — это самое простое. Пока бежишь, заодно разгрузился, обдумал многое. Бег очень систематизирует мысли, как и математика.
Кроме того, на протяжении всей жизни учусь, и это тоже помогает понимать некоторые ситуации и опережать события. В нашей компании все постоянно учатся — рынок заставляет. Мне это нравится. Мы идем в будущее. Мы хотим стать федеральной компанией и добьемся этого.
Реклама