Поворот на Восток. Китайские автомобили завоевывают доверие сибиряков
В рейтинге продаж в 2023 г. лидируют модели из Поднебесной и LADA. Дилеры адаптируются к новым условиям рынка, не забывая о сервисе машин западных марок.
На российском рынке новых автомобилей растет доля брендов китайских производителей. Федеральные тренды подтверждает и новосибирский дилерский рынок. По данным маркетингового агентства НАПИ на первую половину июня текущего года, лидерство в марочном рейтинге сохраняет отечественная LADA. Далее в общероссийском топ-5 расположились четыре китайских бренда: Chery, Haval, Geely, EXEED.
В нашем регионе — аналогичная тенденция. По данным, предоставленным «Деловому кварталу» аналитической компанией «Автостат Инфо», в топ-10 по итогам продаж новых авто в Новосибирской области за первые пять месяцев 2023 г. лидирует марка LADA. Далее по убывающей следуют Chery, Haval, Geely, Toyota, Changan, EXEED, Hyundai, OMODA, Kia. Все бренды демонстрируют растущую динамику продаж, за исключением «корейцев». Бренд Hyundai показал сокращение на 6,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а KIA сократился на 39%.
Рейтинг продаж по моделям машин — микс отечественных и китайских производителей. Любопытно, что в топ-10 моделей «Авостат Инфо» в регионе лидирует китайский кроссовер Chery Tiggo 7pro. На втором месте — LADA Granta седан, на третьем — LADA 2121 NIVA. Далее места распределились так: Chery Tiggo 8 pro max (4 место), LADA 2123 NIVA Travel (5), LADA Granta лифтбек (6), HAVAL Jolion (7), OMODA C5 (8), Geely coolray (9), LADA Granta универсал (10).
«Автомобили китайского производства успешно заполняют освободившиеся ниши после ухода западных производителей. Плюсы китайских автомобилей — в умеренной цене при высоком качестве продукта и его технологичности, длительные сроки гарантии на автомобили, а также быстрота внедрения новшеств в продукцию», — говорит генеральный директор ГК «Альт-Парк» Дмитрий Новиков.
Минус «китайцев» он видит только в одном: нет четкости работы логистической цепочки, включая растаможку и действующий электронный паспорт технического средства (ЭПТС).
По словам Дмитрия Новикова, «с сервисом и запчастями для китайских автомобилей — все нормально, и нет проблем для марок, которые представлены официально».
Директор дилерского центра «СТС автомобили» Павел Костенко также отмечает, что китайские автопроизводители находятся в процессе занятия своих ниш на рынке:
«Они все еще сталкиваются с проблемами, связанными с доверием потребителей, а также с конкуренцией со стороны европейских и японских брендов, которые имеют более длительную историю и установленную репутацию. Но, думаю, путь к потребителю в России у них будет самый быстрый в мире, так как альтернатива предложения минимальна».
Параллельный импорт
«Если речь идет о том, что параллельный импорт может привести к увеличению доступности и разнообразия автомобилей на рынке, то можно сказать, что это ожидание оправдалось, однако, если мы говорим, что параллельный импорт может привести к существенному изменению структуры рынка продаж новых автомобилей, то пока это не наблюдается», — считает Павел Костенко.
Он подчеркивает, что логистика сейчас может быть очень быстрой — как из Европы, США, Канады, так и из основных сейчас стран для параллельного импорта: Кореи, ОАЭ, Китая, Армении, Киргизии.
По мнению Дмитрия Новикова, параллельный импорт не перекрывает текущие потребности российского рынка в связи с увеличением цены продукции, которая покупается или за доллары, или за евро, а эти две валюты подорожали в рамках полутора лет. Сроки доставки также возросли.
Сервис в новых условиях
«Формат сервиса новых европейских, американских и японских автомобилей в условиях санкций существенно не изменился. Может быть ограничен доступ к запчастям и комплектующим, что повлияет на скорость и возможность ремонта. Также может возникнуть проблема с обновлением программного обеспечения и электронных компонентов, которые могут быть запрещены для импорта. Но сейчас все профессиональные участники рынка дают полноценную гарантию на запасные части и работы», — говорит Павел Костенко.
Руководитель отдела маркетинга и рекламы дилерского центра Chery «Луна Авто» Вера Лазарева считает, что в условиях санкций формат автомобильного сервиса «изменился для новых европейских, американских и японских авто»:
«Дилеры стали более внимательны к своим клиентам и регулярно проверяют состояние автомобилей. Они также предоставляют более широкий спектр гарантий по обслуживанию автомобилей. Импортеры, например, Peugeot и Citroen, сейчас прикладывают все усилия, чтобы помочь с доставкой запасных частей, а также в вопросах гарантии для своих клиентов. Однако сроки поставки запчастей увеличились из-за ограничений на экспорт товаров. Это создало небольшие проблемы с получением оригинальных запчастей».
Вера Лазарева отмечает, что использование альтернативных методов поиска запчастей и технологий ремонта помогло «Луна Авто» сохранить конкурентоспособность на рынке.
«Гарантийная политика на автомобили, завезенные официальным путем, не претерпела изменений. Возникают трудности со сроками и ассортиментом запчастей, но закона РФ «О защите прав потребителей» никто не отменял. По параллельному импорту все зависит от конкретного дилера, уважающие себя предприятия дают гарантии, но сроки и ассортимент гарантийных услуг могут отличаться от гарантийной политики производителей», — сообщает Дмитрий Новиков.
По его словам, «сроки доставки запчастей по некоторым позициям и маркам выросли в связи с перестройкой логистических цепочек и санкциями».
«За последний год как отдельные дилеры, так и крупные дистрибьютеры по запасным частям выстроили новые логистические цепочки, существенно пополнились остатки на складах в России. Поэтому срок ожидания запасных частей практически стал таким же, как и раньше. Да, остались проблемные позиции, по которым либо длительные сроки ожидания (кузовные и запчасти, которые редко выходят из строя), либо невозможность поставки (сложные электронные блоки и запчасти, связанные с безопасностью, например, ключи зажигания)», — поясняет Павел Костенко.
Только Китай и Россия?
Вера Лазарева предполагает, что в условиях санкций на рынке автомобилей останутся только дилеры китайских и отечественных авто, но все же такое развитие событий маловероятно:
«Рынок продаж автомобилей всегда остается подвижным и может претерпеть изменения в любом направлении. Еще два года назад мы жили в условиях пандемии, а теперь в условиях жесточайших санкций все может измениться, поэтому с уверенностью не берусь давать оценку. Кроме того, есть много дилеров и автосалонов, которые предоставляют услуги по продаже и обслуживанию автомобилей разных марок — они могут перенаправить свою деятельность в сегмент продаж автомобилей с пробегом или расширить ассортимент за счет параллельного импорта.
Дмитрий Новиков также не исключает, что «в процессе конфронтации санкционной политики и ответных мер со стороны РФ могут произойти вытеснение продукции недружественных стран с российского рынка и ее замещение продукцией из Китая и отечественной. И чем дольше будет длиться конфронтация, тем такой исход вероятнее».
Куда идет рынок?
«Освободившаяся ниша будет занята продукцией с более низкой ценой, и западные автопроизводители массового сегмента при возврате на рынок РФ не смогут конкурировать со стоимостью китайских и российских. По премиальному сегменту ситуация менее ясна, и только время покажет, как будут развиваться события», — считает Дмитрий Новиков.
Вера Лазарева отмечает, что рынок продаж новых автомобилей в Новосибирске «определенно становится более конкурентоспособным»:
«Дилеры и автосалоны предлагают более разнообразные услуги и модели автомобилей, пытаясь удовлетворить потребности клиентов. Тем не менее, санкции и экономические трудности все еще оказывают влияние на рынок, и многие дилеры сталкиваются с проблемами, связанными с поставками оригинальных запчастей на бренды, которые ушли из России».
По мнению Павла Костенко, структура рынка существенно изменилась и скорее всего будет изменяться и дальше:
«На это влияет не только предложение, но и спрос, покупательская способность. Рынок автомобилей — конкурентный и разнообразный, а это значит, что дилеры будут искать способы адаптироваться к новым условиям.
Что касается рынка продаж новых автомобилей в Новосибирске, то он не отличается от общей тенденции в РФ. Структура меняется в сторону китайских производителей и авто с пробегом, в том числе привезенных через каналы параллельного импорта. Я думаю, многие стали замечать на дорогах Новосибирска больше праворульных автомобилей.
По прогнозам маркетингового агентства НАПИ, в пессимистичном варианте в 2023 г. продажи китайских автомобилей в РФ вырастут на 121%. При реализации базового сценария — на 142%, Оптимистичного — на 162%.
Михаил Фокин