Михаил Швецов: «Мне потребовалось пять лет, чтобы научиться работать с отцом»

Совладелец «Миротеля» в Новосибирске рассказал, как зашел в семейный бизнес «снобом» и поменял сознание, поработав в гостинице на всех должностях, а также — почему ему понадобился психотерапевт.

Как вы начинали карьеру в семейном бизнесе, что пришлось преодолеть? 

— У меня была шутка раньше, что с 12 лет я постоянно проходил собеседования, но в каждой шутке есть «психотерапевтическая травма». Потом действительно пришлось решать эти вопросы с психотерапевтом. В первые годы работы в семейном бизнесе я чувствовал себя немного брошенным из-за того, что, приходя на работу к отцу, работал не на него, а на наемного генерального менеджера. Такое мое положение вылилось в сложное психологическое состояние в 2018-2019 годах, потому что мне не хватало общения с ним. С другой стороны, по прошествии лет я понимаю, что это и помогло мне вырасти как личности, потому что, если бы он решал все мои проблемы, это бы негативно сказывалось на моем развитии. На рубеже 2020-го я занял позицию генерального менеджера, то есть стал напрямую подчиняться отцу, что создало еще больше проблем. Тогда я понял, что с этим нужно что-то делать и начал заниматься с психотерапевтом и прорабатывать тему взаимоотношений с отцом. После этого у меня сильно улучшилась коммуникация с ним.  Я стал больше понимать его, увидел его позицию, понял, что он это делал для меня, и мне стало легче.

На кого вы учились, помогло ли ваше образование в гостиничном бизнесе? 

— У меня классическое экономическое образование ЭФ НГУ, я экономист-кибернетик. Когда я поступал на этот факультет, то понимал, что точно пойду работать в бизнес, в том числе в бизнес отца. Но идя на фундаментальное образование, я осознавал, что у меня будут несостыковки с реальной картинкой бизнеса. Поэтому после второго курса я прошел бухгалтерскую практику, после третьего — юридическую, в середине четвертого проходил маркетинговую практику в бизнесе отца. Отель открылся 1 декабря 2016 года, я пришел туда на практику 29 декабря, так что в отеле я почти с самого начала. 

Изначально я пришел в отель помочь с открытием и запустить сайт. Здание было построено с нуля. Отец 19 лет занимается девелопментом коммерческой недвижимости, то есть мы придумываем концепцию объекта, привлекаем инвестиции, реализуем проект и дальше его эксплуатируем. «Миротель», как я уже сказал, был построен с нуля, мы выкупили землю на торгах, придумали концепцию, приняли решение сделать собственный гостиничный бренд, построили отель и потом начали его эксплуатировать.

Пока занимался этими процессами на практике, я, во-первых, погрузился в маркетинг и изучил основы, во-вторых, очень хорошо разобрался с бренд-позиционированием. И через месяц после моего ухода обратно в университет мне позвонил наш генеральный менеджер, попросил меня приехать и помочь им с документами. Оказалось, что та компания, которая делала нам брендинг, не выполнила второй фронт работ, и надо было поставить «галочки в договоре» о том, что было сделано, а что — нет. Я хорошо разобрался в этом и быстро поставил галочки, генеральный директор возмутился, что остальные сотрудники не могли этого сделать за неделю, а я сделал за полтора часа — тогда он при мне же позвонил моему отцу, и с 1 марта 2017 года я уже стал работать в отеле. Я занимал разные должности, и вот полтора года назад «вышел из операционки».

Какие должности вы прошли в отеле? Это помогло разобраться во всех тонкостях его работы?

— Генеральный менеджер отеля владеет 16-ю специальностями — от администратора и маркетолога до инженера и бухгалтера. Мне помогли мои университетские навыки (я быстро учился и усваивал новую информацию), въедливость и помощь команды в освоении новых уровней работы. Через пару лет я прекрасно разбирался во всех нюансах и мог принимать любые решения. Как я уже сказал, в отеле я успел поработать практически на всех должностях. Наверное, только не был охранником. 

В первые месяцы работы на ресепшн я часто испытывал терзания на тему того, что обслуживание — это не мое, все-таки я из обеспеченной семьи, с хорошим образованием, поэтому мне казалось, что я достоин большего. Это было очень снобистски. В какой-то момент меня перещелкнуло — возникла кризисная ситуация с гостями: мне позвонил коллега, попросил помочь убрать номер после ночных приключений гостя, так как не хватало рук, и была очень большая загруженность. Мы стали экстренно убирать, и после, когда я ехал домой, я думал, что позвоню отцу и скажу, что больше в отеле работать не буду, и это вообще недостойно меня. Но тут же я понял, что убираю номер не после гостя, а для следующего гостя, чтобы он остался доволен и ничего не заметил. Этот случай и сделал из меня настоящего отельера. В общем, благодаря всем должностям я погрузился во все технические вопросы отеля, что теперь позволяет мне эффективно управлять. 

Почему вы решили продолжить семейный бизнес, вместо того, чтобы начать свой?

— Меня всегда спрашивают, хотелось ли мне уйти от отца и заняться своим делом, выстроить свой бизнес. Нет. Наверное, это благодаря моему воспитанию и среде, в которой я вырос. У меня никогда не было бунтарского настроя по отношению к обществу и родителям — я не видел в этом смысла. То есть я понимал, что если могу прикладывать куда-то усилия, то лучше вложу свои ресурсы в уже существующий семейный капитал. Есть, конечно, другой вариант: поработать в крупной компании, понять, как и что там реализуется, и уже после раскручивать семейный бизнес — это тоже рабочая схема, но я пошел по другому пути. 

Как разрабатывалась концепция и как вы ее воплощали?

—  Отель изначально ориентировался на бизнес-сегмент, но прошло время, прошла пандемия Covid-19, и мы немного переориентировались, так как появились новые гости. Сейчас у нас очень много гостей, которые приезжают одни или с семьями с различными целями, а не для конкретной задачи, как раньше (для бизнеса или отдохнуть). Соответственно, мы ориентированы больше на индивидуальных гостей, поэтому полностью поменяли свое позиционирование. 

Как искали первых сотрудников?

— Самым первым сотрудником стала директор, которую мы нашли еще на стадии строительства комплекса, она в тот момент работала в отеле в Дубае, и мы наняли ее для запуска нашей гостиницы. Она занималась закупкой составляющих для номерного фонда: халатов, одеял, полотенец, подушек и так далее. Потом мы наняли HR-специалиста для поиска остальных сотрудников. Найти достойных было сложно, потому что очень мало компетентных, квалифицированных и амбициозных людей остается в Новосибирске — в основном все переезжают в столичные регионы и за границу. Когда искали генерального менеджера, нам пришлось рассмотреть больше 1000 резюме, мы находили специалистов, которые нас устраивали, но их релокация в Новосибирск стоила неподъемно. В итоге мы все равно нашли генерального менеджера за границей — это был русскоговорящий болгарин, который стал моим наставником, проработал у нас три года и передал полномочия мне.

Почему «Миротель»?

— Мы наняли специальную компанию, которая занималась неймингом. Мы прошли несколько ступеней выбора: сначала из 300 предложенных выбрали те названия, которые одинаково читаются и произносятся на русском и английском языках, потому что у нас было понимание, что это будет международный проект. Мы спросили профессиональное сообщество и своих друзей-путешественников, какие названия будут оптимальны для гостиничного бизнеса. Так постепенно и пришли к названию «Миротель».

В какие объекты вы инвестируете, кроме отеля?

— Сейчас мы занимаемся строительством нового здания — это инновационный центр, мы строим его в Новосибирском Академгородке. Мы следим за трендами, мне очень нравится, как меняется бизнес, используя искусственный интеллект, технологии виртуальной реальности. Хочется в плане девелопмента заскочить на «Кибер-ИИ»-тренды, поэтому, возможно, скоро вы услышите про открытие киберарены в Академгородке.

Планируете ли новые проекты или сейчас это очень сложно?

— Мы считаем, что есть смысл продолжать продвигать «Миротель». А так, мы рассматриваем разные локации, смотрим российские рынки, заграничные. К сожалению, многие боятся инвестировать в отели в России, боятся, что где-то за границей образовались инвестиционные пузыри (Дубай, Турция — яркий пример). Все эти ожидания крайне негативно сказываются на развитии гостиничного бизнеса. Инвестиционная окупаемость в РФ в крупных отелях ранжируется от 8 до 12 лет в успешных локациях и концепциях и от 12 до 18 — в менее успешных. Это слишком большие сроки, и многие выбирают другие сферы.

Сейчас сложно планировать строительство новых отелей во многих регионах, потому что каждый день что-то меняется. На текущий момент мы рассматриваем четыре проекта, я не хочу их выделять отдельно, просто могу сказать, что мы рассматриваем их для строительства, в том числе за границей. 

Самое читаемое
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • Евросоюз вводит новые пошлины на аграрный импорт России и БелоруссииЕвросоюз вводит новые пошлины на аграрный импорт России и Белоруссии
  • В «Магните» рассказали о судьбе магазинов в ЕкатеринбургеВ «Магните» рассказали о судьбе магазинов в Екатеринбурге
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.