Депутат Миронов предложил ввести уголовную ответственность за ДТП с самокатами
Председатель партии «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов предложил наказывать не только арендаторов самокатов, но и кикшеринговые компании (пока административными делами).
Миронов направил официальное письмо председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину по вопросу ужесточения контроля за использованием электросамокатов. Депутат предлагает ввести систему фиксации ДТП с их участием, административную и уголовную ответственность.
СРЗП в поддержку своей инициативы привела данные Научного центра безопасности дорожного движения МВД России: количество ДТП с участием средств индивидуальной мобильности за прошлый год в России выросло на 40%, аза первое полугодие 2023 г. — еще на 181,9%. Количество пострадавших, по данным центра, увеличилось почти в два раза. Согласно статистике ведомства, результате происшествий с использованием электросамокатов в России погибли 12 человек, травмы получили 1082 человека, из них 432 ребенка в возрасте до 16 лет.
Сегодня в КоАП отсутствует норма об ответственности лиц, управлявших средством индивидуальной мобильности. В связи с высокой степенью травматического риска, создаваемого этими средствами, будет целесообразно внести дополнения в Административный кодекс. Штрафные санкции для водителей самокатов, по нашему мнению, должны составить от 2,5 тысяч до 25 тысяч рублей. Также в КоАП необходимо предусмотреть возможность запрета на использование электросамокатов на срок от полутора до двух лет, — считает Миронов.
Как отметил депутат, пока управлявшие электросамокатами лица, признанные виновными в причинении тяжкого вреда здоровью или смерти по неосторожности, не несут серьезного наказания.
Считаю, что ответственность в этой сфере надо ужесточать, и мы предлагаем дополнить УК РФ статьей «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации средств индивидуальной мобильности». В рамках этой статьи необходимо предусмотреть введение принудительных работ на срок до двух лет, арест на срок до шести месяцев, лишение свободы на срок от двух до семи лет, — заявил лидер партии.
Помимо этого, СРЗП предлагает рассмотреть возможность введения административной ответственности для участников рынка аренды средств индивидуальной мобильности в случае оставления арендованных самокатов в неположенном месте.
Партия предлагает создать систему государственного учета средств индивидуальной мобильности и фиксации правонарушений, совершенных с использованием электросамокатов. Для этого — ввести обязательную регистрацию электросамокатов с присвоением им государственных регистрационных номеров наравне с автомобилями.
После запуска такой системы городским камерам видеонаблюдения не составит большого труда зафиксировать ДТП. Для владельцев электросамокатов мы предлагаем установить обязательную систему страхования гражданской ответственности. Это позволит компенсировать ущерб, нанесенный в ДТП, — поделился мнением Сергей Миронов.
Регионам партия предлагает предоставить право ограничивать использование электросамокатов в местах пребывания большого скопления людей, а также создать закрытый перечень территорий, на которых будет полностью запрещено использование электросамокатов (парки отдыха, пешеходные улицы, детские площадки, дворовые территории жилых домов, детских домов и школ).
Также партия предлагает ввести ограничение скорости движения электросамокатов до 12 км/ч на всех дорогах, за исключением специальных дорожек, предназначенных для средств индивидуальной мобильности.
Мы позитивно воспринимаем инициативы, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы в отношении частных самокатов и сервисов кикшеринга. При этом важно отметить, что Министерством транспорта РФ уже сейчас прорабатывается дополнительная программа регулирования, которая включает в себя в том числе и вопросы ответственности (Минтранс публично рассказывал о дорожной карте по регулированию микромобильности). Ведется работа над дополнениями в КОАП, которые позволят систематизировать вопрос контроля соблюдения правил и штрафных санкций за их нарушения. Процесс осуществляется в диалоге с сервисами кикшеринга, учитывает сложившуюся практику и технические возможности компаний, осуществляющих аренду электросамокатов, — ответили «Деловому кварталу» представители кикшеринга Whoosh на вопрос о том, как компания смотрит на такую инициативу.