Новосибирцы жалуются на навязывание ненужных услуг в банках
Чаще всего клиенты финансовых организаций говорят, что менеджеры настаивают на обязательной покупке дополнительных услуг к основному продукту, либо включают платные опции в договор по умолчанию.
Об этом рассказали в Банке Росссии и предупредили, какие дополнительные опции реально могут быть полезными, а какие несут только нагрузку.
По данным специалистов ЦБ, за первое полугодие 2023 г. жители Новосибирской области направили в Банк России 125 жалоб на навязывание дополнительных услуг и продуктов финансовыми организациями. Это на шесть жалоб больше, чем поступило регулятору за аналогичный период прошлого года.
Ситуация добавления услуг в договор по умолчанию характерна, как отметили в ЦБ, в основном для онлайн-сервисов, когда сделка заключается через приложение финансовой компании или на ее сайте, и такая практика недопустима, так как законом определено, что клиент сам должен выразить согласие на покупку любой дополнительной услуги, знать ее стоимость и условия.
По информации аналитиков регулятора, в каждой второй жалобе новосибирцев в 2023 г. речь шла про навязывание в банках. Однако доля таких обращений снизилась с 70% в первом полугодии 2022 г. до 55% в текущем периоде.
Новосибирцы сталкивались с навязыванием, когда оформляли потребительские кредиты, автокредиты или ипотеку, получали банковские карты, открывали вклады или расчетные счета. В дополнение к основному договору чаще всего шли платные страховки, но могли быть и другие услуги — телемедицина, юридические консультации и даже советы опытных водителей.
Новосибирцы также направили в Банк России 30 обращений с жалобами на навязывание при оформлении микрозаймов и 26 — при покупке страховок.
В большинстве случаев от навязанных услуг и страховок можно отказаться. Если вам вместе с кредитом или займом продали целую «корзину» дополнительных опций, которые вам не нужны, воспользуйтесь периодом охлаждения. В этот период можно подать заявление об отказе от лишних сервисов, и вам обязаны вернуть за них деньги. Сейчас это 14 дней, но с января 2024 года это уже будет месяц. Кроме того, кредиторы будут обязаны на следующий день оповещать клиентов, какие именно услуги они оформили вместе с займом и сколько у них есть времени, чтобы от них отказаться. Все эти меры в конечном счете сделают навязывание бесполезной затеей, — рассказала первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Марина Асаралиева.
Она также отметила, что некоторые страховки могут повлиять на стоимость заемных денег. Поэтому отказ от них приведет к увеличению ставки по кредиту — это законно. При этом банки обязаны предоставлять варианты кредитных программ как со страховкой, так и без нее.
Большинство дополнительных сервисов — подключение к онлайн-кинотеатру, услуги юриста, теледоктора и т.п. — не делают человека более надежным заемщиком, поэтому отказ от них не может сделать кредит или заем более дорогим.
Направить жалобу на финансовую организацию можно через интернет-приемную Банка России. Кроме того, есть возможность проконсультироваться со специалистом в чате мобильного приложения «ЦБ онлайн». Сервис доступен круглосуточно.