Производство «деревяшек», или кто в «Доме медведя» главный?
«Хочу, чтобы моя фанера обросла каким-то новыми качествами. Хочу добавить туда другие материалы, новые смыслы, чтобы она стала не просто «деревяхой», чтобы скучная фанера перестала быть скучной».
Создательница мастерской «Дом медведя» Екатерина Шкор — начинающий самозанятый предприниматель. Ее бизнесу только три года, но за плечами — наработанный с нуля опыт ведения своего дела, участие во множестве ярмарок и проектов, проведение мастер-классов и десятки заказов разной степени сложности. По словам Екатерины, мастерская — семейное дело, но с первого взгляда понятно, кто в «Доме медведя» главный.
С чего все началось? Знаю, что твое образование довольно далеко от нынешней профессии...
— Образование у меня педагогическое среднеспециальное — я педагог-психолог. По специальности никогда в жизни не работала, потому что практически сразу поняла, что дети в таких количествах — не мое. Как-то мой муж сказал, что они с братом решили купить лазер. В моем представлении лазер был какой-то штуковиной из мультфильма или, на худой конец, лазерный меч из «Звездных войн». Если честно, сначала я не вдохновилась, так как перспективы его использования для меня были на тот момент весьма туманными. Но потом я начала осваивать Corel Draw, стала листать интернет, изучать, что вообще люди делают с помощью лазерного станка, и — незаметно втянулась. А так как делать только для себя эти изделия как-то скучно, то я решила, вспомнив прежний опыт, снова начать участвовать в ярмарках, но на этот раз продавать уже свое.
Каков был стартовый капитал?
— Стартовый капитал был — 150 тысяч рублей, потраченных на станок. Деньги остались от продажи моей квартиры. Кроме того, так как для станка нужен компрессор, вытяжка, шлифовалка и покрасочный стол (и это все не поместится в доме), то нужно помещение, куда все это ставить. У нас оно арендное, но в идеале хотелось бы, конечно, построить под это мастерскую с круглогодичным обогревом.
Как у вас в «Доме медведя» распределяются роли — кто руководитель?
— Раньше у нас были визитки, на которых были указаны телефоны — мой и мужа — соответственно дизайнера и работника производства. Я по большей части рисовала и общалась с людьми, а муж обеспечивал техническую сторону — занимался производством «деревяшек». Сначала было так. Постепенно и дизайном, и производством стала заниматься в основном я. Так мы существуем уже три года. Вот так я и стала главной.
Что вы делаете на своем лазерном станке?
— Я люблю делать всякую мелочевку, что-то красивое — значки, брелоки и т.д. Знаю, что многие значки раскрашивают, эпоксидкой покрывают, но я решила пойти своим путем. Насколько я поняла, мои коллеги по цеху не очень любят делать гравировку, а я, напротив, ее очень люблю — это красиво, эффектно и нестандартно выглядит. Я пошла в этом направлении.
Что было дальше?
— В прошлом году мы развернулись более активно, я стала чаще ездить по ярмаркам — мы с подругой брали в аренду по «полстола». Позже подруга открыла свой магазин подарков «Комод», я стала и там свои изделия выставлять. Постепенно мы стали обрастать ассортиментом, общались с людьми, узнавали, что им нужно. Мы побывали на самых разных мероприятиях — от больших фестивалей до банальных маркетов.
Например, на каких?
— Прошлый сезон у нас начался с открытия Бердского острога. Были как-то на дог-фесте. В этом году сезон начался рано — зимой торговала на фестивале Иглу-2023 «Город эскимосов». На льду Обского моря люди строили из снега дома. Было очень холодно, и я единственная приехала с сувениркой. В июле выезжала на фестиваль музыки PLAYA на острове Шумского Кордона в Обском море, потом — на этнофестиваль «Города Солнца», еще участвовала в маркете Garazhka и др. Потом нас внезапно в качестве торговой точки позвали на «Линейку первых» в начале сентября. Были на молодежном форуме «PROрегион». Мы также сотрудничаем с молодежными центрами: они предоставляют место, а мы проводим для детей мастер-классы.
Мероприятия проходят очень разные, и уже сейчас я стараюсь выбирать свой формат, а не бежать, как раньше, сломя голову — куда позовут. Едем туда, где нам самим будет интереснее, и где будет интересен наш товар.
Какой был твой самый интересный/странный заказ?
— Самые интересные — корпоративные. А когда люди с юмором, то получается довольно забавно. Например, у нас делал большой заказ бар «Налейнина», когда у него была годовщина открытия. Он заказал 100 фанерных фигурок в форме пениса, на каждом из которых было написано «Вхожу в Нину». Когда мне скинули макет изделий с такой надписью, я даже сначала не могла понять, кто эта Нина и за что ей такое (смеется). Потом ситуация, конечно, прояснилась, но было смешно. Другая контора на корпоратив заказала несколько десятков значков с надписью «Душнила». На прошлый новый год делала медальки за «Самый громкий храп в офисе». Как-то девушка заказывала гравировку со своими попугайчиками.
Заказы всегда разные и порой в ступор впадаешь, пытаясь понять, что же от тебя хотят. А бывают нудные и однообразные — с кучей правок на одну маленькую деревяшку.
Наверное, такие заказы воспитывают характер?
— Да. Я научилась общаться с людьми всегда вежливо и спокойно. Мне теперь даже не надо для этого делать вдох и выдох, чтобы успокоиться. Готова к любым приключениям в плане изготовления изделий, потому что делала самые причудливые заказы.
Что самое нелюбимое в работе?
— Делать большие партии скучных изделий. Нам как-то заказали в большом количестве одинаковые зеркала: пока я их делала, переслушала все серии «Аббатства Даунтон». Скучно, когда делают неинтересные банальные заказы, например, по общедоступному попсовому макету. Или когда фотографируют чужое изделие и просят сделать такое же.
В заказе должно быть хоть немного творчества — это может спасти ситуацию. Должна быть какая-то задача — подобрать, цвет, размер, поработать с макетом и др.
Кто ведет бухгалтерию в вашей команде?
— Бухгалтерию веду я, и все остальное тоже делаю я — кроме техобслуживания станка (этим занимается муж). На меня оформлена самозанятость, я считаю все приходы-расходы, сколько нужно материалов, сколько платить налогов и как это вписывается в наш семейный бюджет. Сейчас мы стремимся к увеличению количества заказов, продаж и объема товаропроизводства.
Что с конкуренцией в вашей нише?
— Она есть, но в последнее время ее стало меньше. Когда был скачок доллара, очень сильно подорожала фанера (почти втрое) — древесина для нее заготавливается в РФ, но клей едет к нам из Китая. И многие «лазерщики», для которых резка на станке была скорее развлечением, прогорели и закрыли свои компании. Потом на Авито распродавали много лазерных станков. В итоге тех, кто производит сувенирку, подобную моей, почти не стало, благодаря чему и снизилась конкуренция. Я очень хорошо отношусь к коллегам-конкурентам, потому что с ними можно поговорить, обменяться опытом. Правда, это не всегда взаимно. Кстати, большинство наших конкурентов не ездят по ярмаркам, а продают через интернет — соцсети и маркетплейсы.
А сами не думали выходить на маркетплейс?
— Многие мне об этом говорят — про Ozon, Wildberries и др. Я понимаю, что если бы туда вышла, то возможно получила бы более высокую и стабильную прибыль. Но это не мой формат работы. Если мое изделие, например, сломалось или не понравилось заказчику, то мне не жалко его переделать — для меня важно, чтобы человек остался доволен. А если продавать через маркетплейсы, это становится нереализуемым.
От чего наступает упадок сил?
— Оно приходит обычно в «мертвый» сезон. Самое тухлое время — февраль, когда Новый год уже прошел, а 23 февраля и 8 марта — не особо доходные праздники. А аренду помещения, отопление все равно нужно оплачивать каждый месяц. И когда не зарабатываешь, а платишь просто за воздух в мастерской — это расстраивает. И каждый год в этот период сижу и раздумываю, а не закрыть ли мне это все. Рост стоимости материалов тоже печалит. Например, цены на бамбуковые доски, на которых мы делаем гравировку, за последние полгода выросли вдвое.
А еще же есть человеческий фактор? Ведь ты работаешь с людьми...
— Да, бывает обидно, когда к тебе подходят и говорят, что мы продаем все очень дорого и можно такое же купить дешевле на Авито или в хозмаге. И здесь не объяснить, что даже без учета стоимости моей работы, товар такого качества они дешевле не найдут. А есть такие, кто говорят: «Что за фигню вы продаете? Да я и сам могу такое сделать!» А ведь я делаю только то, что мне самой нравится, у меня нет проходных вещей — только любимые. И такое обесценивание больно бьет по самооценке. Есть мужчины-покупатели, которые почему-то считают, что такое производство девушке не под силу, и пытаются мне это доказать.
Поэтому, чтобы сберечь свои нервы, я стараюсь ездить только на тематические мероприятия, фестивали, молодежные мероприятия и т. д.
Можно ли назвать твой бизнес делом жизни, ну или тем, что будет тебя наполнять в ближайшее время?
— Вообще у меня сейчас кризис. Недавно пришла в голову мысль, что я это дело не выбирала — просто «пришел» в мою жизнь станок, и мне пришлось его освоить. Конечно, сейчас мне нравится то, чем я занимаюсь. Но была такая мысль, что возможно я хотела бы заниматься чем-то другим. Я не назвала бы свой бизнес делом жизни, но это то, что я хорошо умею делать, что приносит радость, постоянных клиентов и деньги.
Где учишься новому?
— Есть множество прекрасных видеоматериалов на ютубе. Есть несколько хороших мастеров, транслирующих свои уроки, в которых «для чайников» расписывается пошагово каждое нажатие мышки в программке. Я часто смотрю, что делают коллеги из разных стран, изучаю новинки. На все это нужно очень много времени и хоть немножко вдохновения.
Про расширение производства не думали?
— Подумываем о ЧПУ-фрезере — то расширение, которое я очень хочу сделать. Хочется развиваться и научиться работать с цельным деревом, делать что-то объемное. Для этого нужно осваивать программы по 3D-моделированию.
В какую сторону планируешь развиваться дальше?
— Мне тяжело дается 3D-моделирование, а ведь из фанеры можно сделать практически что угодно. Вот эту область очень хочу освоить, чтобы можно было не копировать чужое, не покупать макеты, а делать что-то свое. Еще хочу расширять свою деятельность в другую сферу, но при этом не бросая лазер. Хочу, чтобы моя фанера обросла каким-то новыми качествами. Хочу добавить туда другие материалы, новые смыслы, чтобы она стала не просто «деревяхой», чтобы скучная фанера перестала быть скучной.