«Если не хочешь ответственности, то в профессию инженера путь заказан»
Компания «СИБПРОЕКТНИИАВИАПРОМ» оказывает услуги по проектированию объектов высокой степени сложности. Однако не многие знают, на чьи плечи возлагается такая ответственность.
«Человек с большой буквы, ценный кадр. Удостоен почетной грамоты «Министерства промышленности и торговли РФ». Также его можно назвать зодчим — существует несколько памятников, которые он спроектировал. Например, в сквере Антонова есть самолет Ан-2, а также, проезжая по Гусинобродскому шоссе, можно увидеть светящуюся стелу — все это только малая часть разработок Константина Зыбарева. Умение находить и применять нестандартный подход не перестает удивлять», — так о главном конструкторе предприятия говорит генеральный директор «СИБПРОЕКТНИИАВИАПРОМ» Игорь Бочкарев.
Сам же Константин признается, что не смог бы работать над чем-то монотонным и однообразным. «Я много слышал о профессиональном выгорании. Например, мой знакомый проектировал тысячи опор электроснабжения — это однообразная монотонная работа, я бы так не смог. У нас на предприятии каждая задача — новая, что ни день, то праздник», — смеется Зыбарев.
«Деловой квартал» поговорил с конструктором о его профессиональном пути, уровне ответственности, сложностях и «плюшках» такой многогранной работы.
Почему вы выбрали именно такую деятельность? Намеренно шли в эту профессию?
— В институт я поступал в середине 1990-х. Когда решался вопрос, куда идти учиться, в нашей семье образовался некий консилиум: моя мама — кандидат математических наук, и я тоже занимался прикладной математикой и программированием, готовился ко вступительным экзаменам в университет, но как-то раз к нам в гости пришла моя тетя и сказала: «Ты хочешь стать обычным учителем математики? Посмотри, мама мучается всю жизнь, работая за копейки. Тебе нужна настоящая мужская профессия». Так я не пошел в математики. В Кемерово есть Кузбасский технический университет КузГТУ, в который решено было попробовать поступить. Среди таких рассматриваемых направлений, как горное дело, химическая и угольная промышленность, выбор пал на шахтостроительный факультет, направление «строительные конструкции».
Отлично помню свое студенчество и производственные практики, которые не всегда приносили плоды, так как 90-е не щадили никого и ничего. Например, в 1995 г. мы всей группой ездили на крупный завод Кузбасса, а в 1996 г. от этого завода остались одни руины. Моя преддипломная практика проходила на ТЭЦ, где уже разбирали «последние» кирпичи и «отковыривали» фундамент. После окончания обучения в университете продолжил профессиональную деятельность в «Городском проектном институте» города Кемерово. В 90-е годы работы было очень мало, инженерам задерживали зарплату, сотрудницы на рабочем месте вязали, варили варенье, читали книжки. Мне как молодому специалисту нужно было «набивать руку». К счастью, институт принимал городские заказы: устранение пожаров, ветхого жилья, аварийной ситуации. Мне как молодому специалисту доверяли несложные объекты, механическую работу за световым столом для копирования чертежей. С начала 2000-х годов ситуация в отрасли, и как следствие в проектном институте, заметно улучшилась, появились интересные заказы на проектирование жилых и общественных зданий, объектов городской инфраструктуры. За восемь лет работы в институте от специалиста первой категории я вырос до главного специалиста.
Однажды на одном из объектов я встретился со своим университетским преподавателем, и он уговорил меня поступить в аспирантуру. Учился и в Кемерово, и в Новосибирске. Аспирантуру окончил в 2005 г., но так и не защитил кандидатскую. На момент окончания аспирантуры был выбор: либо оставаться на кафедре преподавателем и продолжать научную работу, либо возвращаться на производство, однако больший интерес вызывала практическая работа, проектирование и конструирование строительных объектов, поэтому вернулся в Кемеровский городской институт на должность главного специалиста.
В инженеры, как правило, идут педантичные и внимательные люди. Какой склад характера должен быть у такого работника?
— У каждого по-разному. Среди своих коллег и преподавателей я встречал от флегматиков, которые педантично подходили к работе, до идейных холериков с горящими глазами. Думаю, это скорее смешанный тип личности. Конечно, в нашем деле очень важна усидчивость и внимательность, однако подвижность тоже неотъемлемое качество специалиста, как и вдохновение. Бывает, долго занимаешься одним проектом, мучаешься, а бывает наоборот — за несколько часов выполняешь сложную задачу. Также от выполнения объемной и сложной работы всегда получаешь моральное удовлетворение, появляются силы творить больше, совершенствоваться.
Какими сложными проектами вы гордитесь?
— Если из гражданских объектов, то у нас были большие работы по проектированию административных зданий, например, «Пенсионный фонд», «Центр зимних видов спорта» в городе Кемерово и др. В Новосибирске это в основном промышленные, заводские объекты авиационной промышленности — большепролетные ангары на Иркутском авиационном заводе, а Иркутская область — это прежде всего регион со сложными метеоусловиями и сейсмической активностью, что существенно влияет на строительные конструкции. В этом году наш институт АО «СИБПРОЕКТНИИАВИАПРОМ» спроектировал новый корпус РПП на Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова, очень жду, когда его построят. После строительства буду приезжать туда и любоваться.
Насколько это сложная работа с точки зрения ответственности?
— Ответственность, конечно, высокая. То есть, если ты не хочешь ответственности или ее вовсе не готов брать, то в профессию инженера путь заказан. Могу сказать, что с годами вырабатывается внутренний ценз, который заставляет перепроверить все «тонкие» места. Применять проверенные расчетами и практикой строительства решения. Ошибка в проектировании не только несет за собой уголовное наказание, но и приводит к дополнительным финансовым затратам на производстве и при монтаже, а это уже угроза репутации.
Можете привести пример конкретного объекта, который стал для вас самым сложным? Какие задачи в работе над ним вы ставили, приходилось ли «изобретать» что-то новое?
— Почти все проекты уникальные, потому что многое зависит от сложности технологии производства, для которого они проектируются, инженерных и метеорологических условий площадки строительства. Например, в Комсомольске-на-Амуре актуальна проблема грунтовых вод — подтопляемая территория. Постоянно внедряем новые методы работы: понижение воды, повышение уровня площадки, использование дренажей.
Сложные объекты, связанные с реконструкцией заводов и предприятий, построенных в 20-30-е годы прошлого века. Много работы по реконструкциям АО «СИБПРОЕКТНИИАВИАПРОМ» выполнил в Москве и Московской области, но подобные старые объекты есть по всей России. Например, в Улан-Удэ вложили много сил и энергии в такое предприятие, а сама реконструкция выпала на ковидный год, что тоже добавило сложностей. На самом деле реконструкция намного сложнее, чем строительство с нуля — стесненные условия работы, тщательные комплексные обследования, глубокий анализ исполнительной или архивной документации и прочие нюансы затрудняют процесс.
Были ли задачи, которые не удалось решить?
— Были, конечно. Мы предлагаем заказчикам варианты строительства, рассказываем, что для этого потребуется, какие материальные затраты они понесут. В свое время нам поступил заказ расширить корпус с помощью дополнительной надстройки, однако мы выяснили, что это выйдет дороже, чем просто построить новое задние. Клиент согласился с нашим решением, бюджет согласовали. Но если мы не можем найти точки соприкосновения, то не беремся за такую задачу.
Сколько времени минимум и максимум уходит на реализацию одного проекта?
— Это больная тема. В среднем на проект уходит от трех до шести месяцев. Если работы затягиваются, значит, это был изначально невыгодный проект. У каждого работника может идти параллельно несколько объектов. И, конечно, мы стараемся соблюдать баланс между количеством и качеством.
Как вы оцениваете кадровый потенциал в вашей сфере деятельности?
— Я считаю, что у нас в Сибири одни из лучших учебных заведений с точки зрения подготовки строительных кадров. Однако, когда молодой специалист приходит на предприятие, остро чувствуются различия между учебной программой профильного вуза и требованиями, предъявляемыми к специалисту на производстве, например: знание актуальных строительных норм; чертежных и расчетных программ; современных методов проектирования и др. Сейчас в АО«СИБПРОЕКТНИИАВИАПРОМ» используются только лицензированные программы, также в связи с процессом импортозамещения иностранного софта при проектировании используется только отечественное программное обеспечение.
Я уже рассказал, что и в моем студенчестве от производственных практик было мало пользы, к сожалению, сейчас у многих молодых специалистов практические навыки также отсутствуют. Наши практиканты и молодые сотрудники постоянно просятся на завод: «Сводите меня посмотреть на объект, я хочу узнать, что рисую на самом деле». Мы готовы сотрудничать с вузами и приглашать студентов на экскурсии, чтобы рассказывать о проектировании.
Как изменилась профессия со времен вашей учебы? Как ее облегчила автоматизация?
— Автоматизация, конечно, отразилась на профессии. Плюсы изменений в том, что существенно упростилась работа именно в копировании проектной документации, в чертежной программе, в моделировании и расчетах. Минусы: работая в интеллектуальных системах проектирования, расчетных приложениях, проектировщики перестают быть инженерами, превращаясь в операторов ЭВМ, слепо доверяя результатам сгенерированных данных и плохо понимая механическую работу конструкций и основные принципы расчетов.
Насколько искусственный интеллект может быть полезен в вашей деятельности?
— Считаю, что ИИ будет заниматься дополнительной работой, связанной с расчетами. Несомненно, технологии позволят минимизировать некоторые ответвления работы, например, в организации и структурировании знаний в области проектирования и строительства. Человек может забыть, что когда-то был сделан похожий проект, а система — нет. Она проанализирует результаты и предложит варианты по готовым и ранее разработанным проектам. Однако не стоит забывать об индивидуальности.
Какие перспективы у вашей профессии?
— Инженерия будет вечной. Если просматривать историю, то все строительные бумы были связаны с экономической ситуацией в стране. Вспомним масштабное жилищное строительство в 1960-х, 1980-х, 2000-х. Сейчас активно восстанавливается и развивается профильное направление нашего института АО «СИБПРОЕКТНИИАВИАПРОМ» — авиационная промышленность. В итоге вся проектная работа основывается на главных принципах: обеспечение высокой степени надежности проектируемых зданий и сооружений, энергоэффективности и безопасности объектов капитального строительства. За развитием нашей профессии — будущее.
Реклама