Птица Феникс по имени «Москвич»
Осенью прошлого года стартовала крупноузловая сборка автомобилей «Москвич». Эксперты рассказали, есть ли будущее у марки в Новосибирске.
В прошлом году зарубежные автоконцерны стали сворачивать производство и официальные продажи машин в России. Не стала исключением и компания Renault, в мае 2023 г. отказавшись от всех российских активов, фактически покинув рынок. Автоконцерн подписал с Минпромторгом РФ и правительством Москвы соглашение, согласно которому его доли в российских компаниях перешли в государственную собственность — 100% акций ЗАО «Рено Россия» стали собственностью правительства Москвы.
Возрождение марки
В октябре 2022 г. мэр Москвы Сергей Собянин завил о возобновлении производства автомобилей марки «Москвич», и что на первом этапе предприятие будет заниматься крупноузловой сборкой машин. Производство на возрожденном заводе в столице стартовало быстро. 23 ноября 2022 г. состоялась официальная презентация первой модели — кроссовера «Москвич 3», который, по сути, представлял собой «перелицованную» версию китайской модели JAC JS4.
Это вызвало иронию у ряда экспертов рынка и блогеров: «Разве это отечественный автомобиль? Ничего общего с предыдущими моделями «Москвича» он не имеет». Однако за примерами далеко ходить не надо: родословная всех отечественных автомобильных марок напрямую связана с иностранными производителями легковых машин.
Советские инженеры, создавшие в 1946 г. первый «Москвич», («Москвич-400») не скрывали, что в основе «генетики» модели — идеи немецких разработчиков автомобиля Opel KadettK38. В основе первой модели АвтоВАЗа — легендарной «копейки» (ВАЗ-2101) — лежала конструкция итальянского седана Fiat 124. Список этот можно продолжить. Новый «Москвич» просто подхватил традиции отечественного автомобилестроения.
«Да, новый «Москвич» не имеет ничего общего с советским брендом. Более того, если бы не сложившаяся ситуация, то вряд ли бы его возродили, — считает аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов. — Но в нынешних условиях, на мой взгляд, это правильное решение. Во-первых, бывший завод Renault функционирует, а не простаивает. Во-вторых, на рынке появился еще один бренд, к тому же отечественный. Понятно, что на данном этапе выпускаемые автомобили — это перелицованные «китайцы», но в перспективе «Москвич» планирует производить машины и на собственной платформе».
Сейчас автозавод выпускает три модели машин. В ноябре 2022 г. было запущено серийное производство кроссовера «Москвич 3», а в декабре на конвейере предприятия появилась его электрическая версия под названием «Москвич 3e». В октябре 2023 г. состоялась презентация новой модели — лифтбека «Москвич 6».
Спрос
Модели возрожденной отечественной марки не вызвали у российских автомобилистов ажиотажного спроса. Ни один из «Москвичей» не вошел в топ-10 за январь-сентябрь 2023 г. Лидером продаж остается LADA Granta, с которой в рейтинге остро конкурируют модели преимущественно китайских марок.
Но при этом нельзя сказать, что «Москвичи» плохо продаются — назовем продажи стабильными.
По данным «Автостат», с момента запуска производства по октябрь текущего года, завод «Москвич» выпустил около 27 тыс. автомобилей. Объем продаж за этот же период составил более 9 тыс. машин, из которых около 8,5% пришлось на электромобили «Москвич 3е».
Продажи в Новосибирске
В Новосибирской области единственным официальным дилером марки «Москвич» была ГК «Фастар», осенью 2023 г. появился еще один дилер — ГК «Сармат».
По данным «Автостат Инфо», в регионе за январь-сентябрь текущего года было продано 59 «Москвичей» (из них — 58 моделей «Москвич 3» и один электромобиль «Москвич 3е»). А конкретно в сентябре 2023 г. продано 15 машин «Москвич 3».
Дилеры «Москвича» в столице Сибири уверены: спрос на автомобили этой отечественной марки растет.
«В самом начале пути нам потребовалось время на адаптацию на рынке и укрепление позиций, сегодня результат нашей работы виден невооруженным глазом: автомобили «Москвич» все чаще видно на дорогах Новосибирска. Это свидетельствует о доверии и признании, которое нам оказывают наши клиенты. И с каждым месяцем количество преданных клиентов стабильно растет», — рассказала руководитель отдела продаж дилерского центра «Москвич» ГК «Фастар» Кристина Чупоршнева.
В числе главных причин, почему ГК «Фастар» решила стать дилером марки «Москвич», Кристина Чупоршнева называет наличие в портфеле узнаваемых брендов. По ее мнению, в основе растущего спроса на модели «Москвича» в Новосибирске лежит репутация компании как надежного и добросовестного партнера, который стабильно выполняет все планы по продажам и обслуживанию клиентов.
«Также стоит отметить удобное расположение (в центре города) дилерского центра, который соответствует современным стандартам диджитал-шоурума», — отметила эксперт.
Независимые эксперты рынка также считают, что у возрожденной отечественной марки есть будущее.
«Я сам брал бензиновую версию и тестировал пару дней, сравнивая с другими китайскими производителями — за предложенный бюджет «Москвич» показался намного более «сбитым» и качественнее собранным», — сказал коммерческий директор компании V-12 Николай Видинеев.
Он пояснил, что невысокие показатели продаж могут быть связаны с ценовой политикой новосибирского дилера, а также сравнительно небольшим периодом, прошедшим с начала продаж — не больше года.
Государство помогает
Государство старается поддерживать отечественную марку, по крайней мере, в начале пути. Так, например, в октябре 2023 г. Минпромоторг РФ опубликовал список автомобилей, рекомендованных в приоритетном порядке для закупки в качестве служебных машин чиновников. Наряду с моделями Lada, УАЗ, Aurus, Evolute, Haval, в список вошли и три модели «Москвича» — 3, 3е, 6.
В интервью столичным СМИ коммерческий директор предприятия Александр Мигаль сообщил:
«Есть распространенный миф, что все автомобили «Москвич» уходят госорганам. На самом деле это не так — только менее 10% автомобилей «Москвич» приобретаются государственными организациями».
Локализация производства
Заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов заверяет, что локализация производства автомобилей марки «Москвич» будет расти максимально быстрыми темпами. Об этом он сообщил весной 2023 г. на пресс-коференции в столице:
«Каждый год — максимальная локализация компонентов. У нас есть поручение мэра, чтобы завод «Москвич» через несколько лет выпускал машину из российских компонентов и на российской платформе. 2025 год — целевой, будем стараться это сделать раньше».
В планах также и расширение модельного ряда марки. В 2024 г. должно запуститься производство новых моделей: среднеразмерного кроссовера «Москвич 5» и модели под названием «Москвич 8». Информации о еще двух новинках от «Москвича», выход которых намечен на 2024 и 2025 гг., пока нет.
Михаил Фокин