Сбер: В России снова стала расти доля безналичного оборота
В третьем квартале 2023 г. доля безналичного оборота в РФ достигла 64,2%, обновив рекорд, установленный в первом квартале (63,3%). Прирост по отношению к тому же периоду прошлого года составил +3,6%.
Таковы результаты исследования лаборатории СберИндекс и ресурса Чек Индекс. По данным аналитиков, среди регионов тройку лидеров по доле безналичных платежей составляют Ненецкий АО (75,7%), Республика Саха (75,2%) и Чукотский АО (75,1%).
Как и в первом квартале, более 60% покупок были оплачены картой в 61 регионе, причем состав этих регионов практически не изменился: Саратовская область вышла из группы с результатом 59,6%, а Ивановская область вошла (60,4%). Во втором квартале фиксировался существенный спад: доля «безнала» превысила 60% только в 54 регионах, выяснили специалисты.
Новосибирская область в третьем квартале 2023 г. вошла в топ-10 лидеров по увеличению доли безналичного торгового оборота с результатом прироста к третьему кварталу 2022 г. на 5,3%.
На фоне этого снижения рост к прошлому кварталу наблюдается во всех регионах (в целом по России +1,9%). Наименьший прирост зафиксирован в Саратовской области (+0,4%), а лидером по приросту стала Чеченская Республика (+3,2%).
В годовом разрезе аналитики отметили фронтальный рост доли безналичных платежей, лидерами же стали Республика Тыва (+7,4%), Приморский край (+6,6%) и Республика Адыгея (+5,9%). В Новосибирской области прирост год к году составил 5,29%.
Среди муниципальных образований лидерами по росту доли «безнала» за год стали два города Приморского края — Уссурийск (+7,9%) и Владивосток (+7,5%), ненамного отстал от них Кызыл (Республика Тыва) — +7,4%.
Наибольший прирост ко второму кварталу текущего года зафиксирован в столице Татарстана Казани (+3,7%).
В базовых категориях торговли доля безналичного оборота составила в третьем квартале 66,7%, увеличившись по сравнению с тем же периодом прошлого года на 2,4%. Максимальный рост зафиксирован в гипермаркетах (+10%) и на АЗС (+9,8%), чуть меньший — в супер-и мини-маркетах (+4,5%), в категории «Одежда и обувь» (+4,4%), а также в кафе и ресторанах (+3,7%).
В ряде категорий, наоборот, произошло снижение доли «безнала», это касается расходов на товары для ремонта, дачи, хозяйства; на бытовую технику и гостиницы.
СберИндекс — аналитический портал Сбера, на котором наглядно видно, как меняется жизнь страны. На сайте представлено более двадцати индексов, сформированных на основе обезличенных данных. Среди них — индекс потребительской активности, оценка текущей динамики ВВП, индексы рынка труда, недвижимости и другие ключевые показатели.