Whoosh прокомментировала законодательное новшество в отношении самокатов
Правительство РФ подтвердило неприменимость действующих нормативно-правовых актов для оформления парковок самокатов. Необходимо разработать новую процедуру. Как это скажется на рынке?
Правительство России утвердило поправки в Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», которые подтвердили, что виртуальные парковки, используемые для стоянки средств индивидуальной мобильности и велосипедов, не требуют оформления земельно-имущественных отношений. Такое решение приведет к отказу администраций городов от требования оформлять виртуальные парковки, как это было ранее в ряде городов.
Как объяснили представители Whoosh, действующее законодательство не предусматривает требований об оформлении земельно-имущественных отношений для организации стоянок и остановок самокатов. По общему правилу, коммерческий транспорт, в том числе кикшеринг, может парковаться в любом не запрещенном ПДД месте.
До этого момента на федеральном уровне не были установлены какие-либо правила оказания услуг кикшеринга, не было прописано, как именно организовывать бизнес, как оформлять парковки. При этом не были установлены и какие-либо ограничения для организации данной деятельности на территории РФ.
Во многих городах, как отметили в Whoosh, операторы кикшеринга сталкиваются с противоречащими действующему законодательству требованиями властей оформить парковки по Постановлению Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300, которое, по сути, определяет оформление стационарных (оборудованных конструкциями) пунктов проката. Это неудобно, трудоемко и препятствует эффективному проникновению кикшеринга в регионы, заявили представители кикшеринговой компании.
Почему, по мнению Whoosh, 1300-е Постановление не подходит для кикшеринга:
— Каждый участок требует оформления большого количества документов.
— Администрации физически не готовы к оформлению необходимого количества парковок по 1300-му Постановлению. В некоторых городах объем документов по парковкам для самокатов в разы превысил количество выдаваемых за год разрешительных документов по всем вопросам.
— Специфика кикшеринга подразумевает регулярное перемещение мест парковок в целях удобства горожан.
— На земельных участках, переданных мэрией в оперативное управление своим подведомственным учреждениям (например ГКУ «ЦОДД», управляющему многими дорогами Новосибирска, к которым относятся и тротуары, обычно используемые для стоянки электросамокатов), запрещено оформлять какие бы то ни было разрешения на размещение, в том числе для организации парковок.
Желание оформить парковки по 1300-му Постановлению изъявляли в Новосибирске, Омске, Ставрополе, Казани, Рязани, Ярославле, Пензе и других городах.
При этом многие города осознанно не пошли по пути 1300-го Постановления, разрабатывая и принимая комплексные муниципальные правовые акты по вопросам размещения СИМ в городах России, отметили в Whoosh.
Поправки, принятые Правительством РФ, не мешают реализации собственных региональных программ, при этом убирают ненужные преграды в развитии кикшеринга. Это очередной этап реализации «дорожной карты» правительства России, направленной на развитие кикшеринга как городского транспорта. 1300-е Постановление в предыдущей редакции не позволяло операторам кикшеринга оформить необходимое количество парковок, которые возможно объединить в связную сеть, отвечающую потребностям горожан. В таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань и других, для полноценной работы транспортной модели использования кикшеринга требуются тысячи парковок. Очевидно, что с таким количеством необходимо уходить от оформления операторами каждого места размещения. Теперь эта возможность обрела отражение в правовом поле. Требуются общие правила деятельности и организация общей схемы парковок, единых для всех операторов и частников, как это организовано, например, для автотранспорта. Идеальным сценарием видится принятие муниципального регулирования размещения электросамокатов на территориях общего пользования городов, — прокомментировали в Whoosh.