Использование иностранных брендов в России — риски и возможности
В бизнес-среде бытует мнение, что иностранные компании не заинтересованы работать с российскими фирмами. Якобы они не подают иски в защиту своих брендов. На самом деле количество исков не уменьшается.
Эксперт по интеллектуальной собственности, защите брендов, совладелец компании «ИНТЕЛАЙТ» Ирина Бабинцева
— Рассмотрим наше недавнее дело, где получилось уменьшить компенсацию в несколько раз и защитить интересы предпринимателя.
Что произошло у предпринимателя?
Предприниматель продавал кепки и олимпийки с принтом в виде пумы в прыжке. Компания PUMA SE обратилась в суд для взыскания компенсации на нарушение ее прав на товарных знак. Суд первой инстанции полностью принял позицию истца и назначил взыскание всей заявленной компенсации в размере 170 тыс. руб.
Не согласившись с этой позицией, мы обжаловали решение по нескольким причинам. Во-первых, суд первой инстанции пришел к неверному выводу о наличии в действиях ответчика восемь нарушений. Во-вторых, стоимость единицы товара незначительна по сравнению с размером взыскиваемой компенсации, так как предприниматель реализовал лишь две вещи с таким принтом. В-третьих, правонарушение было совершено впервые.
После рассмотрения жалобы суд согласился с нашей позицией и решил, что если товары индивидуализированы одним и тем же товарным знаком, то это один факт нарушения, независимо от количества проданных и (или) предлагаемых к продаже товаров.
Суд указал, что товары не конкурируют на одном и том же рынке (нарушитель реализует очевидно неоригинальные контрафактные товары спортивного престижного бренда и продает их совершенно иному классу потребителей, чем те, кто покупает подлинное изделие), а доказательств того, что правообладатель из-за контрафактных товаров напрямую теряет клиентов, готовых купить оригинальную продукцию, не было представлено.
В данном случае, по мнению суда, «сама по себе известность публике товарного знака не свидетельствует о необходимости взыскания компенсации в завышенном размере». В связи с чем суд снизил размер компенсации до 20 тыс. руб.
Исходя из этого дела можно увидеть, что иностранные компании продолжают подавать иски в защиту своих прав. С 1 января 2023 г. по 25 декабря 2023 г. в Новосибирске было подано более 140 исков по нарушению прав на товарные знаки.
Чтобы заниматься предпринимательской деятельностью, связанной с использованием товарного знака иностранной компанией без разрешения правообладателя, необходимо оценить все риски.
1. Всегда необходимо проверять регистрацию конкретного товарного знака и его правообладателя.
2. Для минимизации своих рисков стоит подробно изучить деятельность конкретной организации с точки зрения подачи исков о нарушении исключительных прав. Если компания подает иски по нарушению прав на товарные знаки, то высока вероятность, что к вам также предъявят претензии.
3. Даже если вы получили иск по нарушению прав, есть все шансы на снижение компенсации до 10 000 руб. Для этого необходимо обратиться к юристу, который имеет опыт в делах по нарушению прав на товарные знаки.