212,5 млрд руб. потратили россияне на покупку китайских автомобилей в ноябре
Премиум-класс автомобилей сдает позиции, а массовый, наоборот, наращивает темпы продаж. На долю «китайцев» пришлось уже 64,5% от всей финансовой емкости, отметили аналитики.
«Открытие Авто» и аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование рынка новых легковых автомобилей в России и определили сумму денег, которую в общей сложности потратили россияне на покупку новых легковых машин за ноябрь 2023 г.
Согласно предоставленным данным, в последний месяц осени россияне потратили на покупку новых машин 329,7 млрд руб. Это на 3% меньше, чем месяцем ранее (в октябре — 339,7 млрд руб.), но в 2,7 раза выше уровня аналогичного периода прошлого года (в ноябре 2022 г. — 121,5 млрд руб.).
Продажи новых автомобилей в ноябре по отношению к октябрю снизились на 2%. Это напрямую сказалось на финансовой емкости рынка, которая сократилась на 3%. Несмотря на это, даже с учетом отрицательной динамики показатель финансовой емкости в ноябре остался на уровне, превышающем 300 млрд руб. И это происходит уже на протяжении четырех месяцев подряд, чему также способствуют высокие цены на машины, — поделился исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов.
Однако в ноябре зафиксировали очередной рекорд по объему затраченных средств на покупку китайских автомобилей — их доля составила около 65%. За год на покупку новых машин в РФ было потрачено 2,75 трлн руб. По прогнозам экспертов, при дальнейшем сохранении текущей тенденции, финансовая емкость рынка установит новый рекорд, превысив показатели 2021 г.
Действительно, начиная с августа ежемесячная сумма затрат жителей РФ на покупку новых легковых автомобилей не опускается ниже 300 млрд руб. Учитывая тот факт, что за 11 месяцев россияне потратили 2,75 трлн руб., в декабре есть все шансы на то, что в целом по нынешнему году будет установлен новый рекорд финансовой емкости рынка. Скорее всего она превысит максимальный показатель затрат на новые машины, установленный в 2021 г., — 3,05 трлн руб., — рассказала руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») Марина Дембицкая.
Также аналитики выяснили, что в ноябре 2023 г. граждане РФ отдали большее предпочтение массовым автомобилям, а не премиальным, как это было в октябре. Таким образом, объем продаж новых машин премиум-класса (включая люксовые бренды) составил 2,5 тыс. экземпляров, с затратами в 36,6 млрд руб. — на 11% меньше показателя октября.
Объем проданных машин массового сегмента — 107,2 тыс. экземпляров на сумму 293,1 млрд руб. По словам экспертов, показатель затрат на машины в ноябре меньше октябрьских всего на 2%. Из-за этого доля премиального сегмента в финансовой емкости уменьшилась с 12% (в октябре) до 11% (в ноябре), а массового, наоборот, увеличилась — с 88% до 89%.
«Открытие Авто» и «АВТОСТАТ» отметили, что в ноябре китайские марки установили очередной рекорд по объему затраченных средств на покупку автомобилей. Объем проданных автомобилей в ноябре составил 63,4 тыс. ед. на сумму 212,5 млрд руб. На долю китайских автомобилей пришлось уже 64,5% от всей финансовой емкости, отметили аналитики. Показатели ноября превышают октябрьские на 2,8% (в октябре — 61,7%).
По словам экспертов, другие участники рынка проигрывают в соревновании с «китайцами». На покупку отечественных машин в ноябре ушло 45,4 млрд руб., европейских — 33,9 млрд руб., японских — 20 млрд руб., корейских — 12,6 млрд руб., американских — 4,8 млрд руб.
В рейтинге по объему реализации все также лидируют китайские автомобили (63,4 тыс. шт.), следом идут отечественные марки (36,1 тыс. шт.). Показатели остальных марок намного ниже предыдущих и не дотягивают даже до 3,5 тыс. ед., отметили аналитики.
Также эксперты обратили внимание на то, что продажи и цена кроссоверов и внедорожников растут одновременно. За ноябрь 2023 г. продали 73,8 тыс. новых автомобилей сегмента SUV, которые обошлись гражданам РФ в 251,7 млрд руб. Согласно данным, на долю кроссоверов и внедорожников в ноябре пришлось 67,3% в объеме реализации и 76,3% в структуре затрат (месяцем ранее — 64,5% и 75,2% соответственно).
После спортивно-утилитарных автомобилей в топ востребованных машин у российских покупателей входят авто В-класса. За ноябрь 2023 г. было продано 24,5 тыс. руб. на сумму 29,7 млрд руб. Доля сегмента таких машин составила 22,4% в экземплярах и 9% в деньгах, а в октябре — 24,8% и 9,5% соответственно. На оба сегмента (SUV и B) сейчас пришлось 90% от общего объема реализации и 85% от всей финансовой емкости рынка.
Елизавета Михайлова