НГУ получил КТ-томограф для исследований в хирургии, онкологии, зоологии, фарме
Оборудование открывает перед учеными региона широкие возможности доклинических практикоориентированных исследований, которых до сих пор не проводили за Уралом.
Немногие томографы, используемые для крыс и мышей, рассчитаны на массу тела максимум 2-3 килограмма. Теперь же исследователи получили возможность привлекать в качестве моделей кошек, собак, кроликов, свиней и другие виды млекопитающих, вес которых может достигать 60 кг и выше.
КТ-томограф установили в Лаборатории ядерной и инновационной медицины Физического факультета НГУ, для чего пришлось провести в сжатые сроки масштабную реконструкцию помещения, так как лицензирующие органы предъявляют серьезные требования к томографическим центрам. Сейчас проходит процедура лицензирования, после которой ученые приступят к исследованиям.
С помощью КТ-томографа будет осуществляться и скрининг животных, направляемых ветеринарными клиниками, для проведения экспериментов по применению нейтронозахватной терапии в лечении онкологических заболеваний и системных поражений. Это поможет в формировании крупных групп, задействованных в исследовании. В условиях медицинских центров и лечебных учреждений такие работы не предусмотрены, а в Лаборатории ядерной и инновационной медицины их проведение вполне возможно.
Поставленный нами компьютерный томограф является аппаратом человеческого класса, использующимся на сегодняшний день в клинической практике. Его преимущество перед аналогичным оборудованием заключается в высоком качестве изображения, что обеспечивается за счет ширины детектора, а также самым современным программным обеспечением, — пояснила представитель компании «Балт Медикал» Юлия Кладова.
По словам заведующего лабораторией Ядерной и Инновационной Медицины НГУ Владимира Каныгина, томограф в рабочем состоянии, после прохождения процедуры лицензирования ученые готовы приступить к плановой эксплуатации.
Целью работ является организация финальных стадий доклинических разнопрофильных исследований на крупных млекопитающих. Однозначно этот томограф будет незаменим в большинстве практикоориентированных исследовательских работ: по хирургии и фармакологии, онкологии и радиологии, физиологии и зоологии. Однако даже специалисты по, казалось бы, далеким сферам — физике твердого тела, химии, археологии — также проявляют к нам серьезный интерес. Это связано с особенностями организации томографической службы в Минздраве РФ, когда в клинической сфере, в больницах и профильных центрах проведение научных исследований на аппаратах запрещено законодательно. Для созданного же подразделения это основная задача, — рассказал заведующий лабораторией Ядерной и Инновационной Медицины НГУ Владимир Каныгин.
КТ-томограф установлен в отдельном изолированном боксе, там же находится инжектор для автоматического введения контрастного вещества или фармацевтических препаратов. Управление аппаратом будет осуществляться из пультовой. С помощью компьютера или переносного планшета можно управлять манипуляциями, изменять проекции оси аппарата, моделировать высоту стола, на котором лежит испытуемый.
На соседней серверной станции будет производиться обработка данных, создание реконструкций, редактирование проекций и трехмерное моделирование изображений всех структур и частей тела животных. Там же установлен принтер для цветной печати и создания материальных носителей изображений как на рентгеновской пленке, так и на бумаге, что часто необходимо для наглядной визуализации полученных результатов.
В смежных помещениях расположены преднаркозная и постнаркозная палаты, куда монтируется специализированное оборудование.
При исследованиях на рентгеновском томографе животное должно находиться в неподвижном состоянии, для этого его вводят в наркоз. До настоящего времени мы сотрудничали с анестезиологами из новосибирских ветеринарных клиник, сейчас же мы планируем ввести в штат лаборатории соответствующего специалиста, — пояснил Владимир Каныгин.
В преднаркозном помещении будут готовить животных к исследованию: устанавливать внутрисосудистые катетеры, интубировать и подключать к аппаратам искусственного дыхания, мониторить сердечный ритм, артериальное давление, следить за содержанием кислорода и СО2 в крови. Для этого есть аппаратные возможности, позволяющие продолжить мониторинг во время всей процедуры исследования в томографическом зале, а также осуществить наблюдение в палате передержки, по окончании томографии и выходе из наркоза. Будут созданы все условия, чтобы испытуемые чувствовали себя комфортно и процесс исследования проходил безболезненно, отметили ученые.
Мы делаем все, чтобы во время нашей работы животные не испытывали ни болевых ощущений, ни дискомфорта, относимся к ним с сочувствием и эмпатией, предельно внимательно следим за их состоянием. Нашим кредо являются витальные, прижизненные формы экспериментов, позволяющие в процессе избегать эвтаназии. В конечном итоге будем стремиться получить результаты, не навредив испытуемому животному. А лучше всего — купировать заболевание и победить болезнь. Однако наша работа носит в первую очередь научный характер и целенаправленно лечением животных мы не занимаемся, как это делается в ветеринарных клиниках, — пояснил лаборант, студент МПИЗ НГУ Николай Каныгин.
Все необходимое специальное оборудование ветеринарного анестезиологического контроля уже закуплено и доставлено в НГУ. Также для испытуемых будут установлены кушетки и приобретена специальная транспортная тележка — в экспериментах ученым нередко приходится задействовать в исследованиях крупных собак весом до 50 кг и больше. В перспективе планируются эксперименты на мини-пигах.
В постранкозном боксе (палате передержки) животные будут пребывать под контролем штатных ветеринарных специалистов и лаборантов. Иногда процесс занимает десятки минут и даже часов. Важно, чтобы весь период испытуемый пребывал в спокойной обстановке при постоянном мониторинге состояния основных жизненных показателей.