Поиск партнеров стал альтернативой продаже бизнеса для новосибирских предпринимателей
Об этом говорят результаты исследования Авито. За прошлый год на платформе на 12% вырос спрос на покупку готовых компаний и франшиз. Тройку лидеров среди сфер составили ПВЗ, общепит и онлайн-магазины.
Сегодня мы можем говорить о двух ключевых трендах, которые следуют из нашего рейтинга. Первый — двузначные темпы роста онлайн-торговли в последние годы вывели в приоритет сферы предпринимательской деятельности, связанные с продажами на маркетплейсах и созданием инфраструкты для доставки интернет-заказов по всей стране. Второй — по мере адаптации бизнеса к новым экономическим условиям и восстановлению потребительского спроса мы видим рост интереса к предложениям инвестиционного характера. В этой ситуации Авито выступает уже не в традиционном амплуа — как площадка для покупки или продажи товаров, — но как платформа для поддержки предпринимателей и поиска альтернативных возможностей для инвестирования средств частного сектора. Ежемесячно объявления в категории «Готовый бизнес и франчайзинг» на Авито просматривают уже 3,4 млн уникальных пользователей. В их числе — опытные бизнесмены и люди без опыта предпринимательской деятельности, ищущие новое дело или объект для инвестиций, — рассказал руководитель категорий «Готовый бизнес и франчайзинг» и «Оборудование и товары для бизнеса» на Авито Илья Дудковский.
По итогам 2023 г. тройку самых крупных категорий в общей структуре спроса в Новосибирске и Новосибирской области, по данным платформы, составили ПВЗ (22%), предприятия общественного питания (19,5%) и онлайн-магазины (11%).
Категория интернет-магазинов показала наиболее высокий рост спроса: по итогам января- декабря 2023 г. он составил 111% к аналогичному периоду года предыдущего. Интерес к пунктам выдачи заказов уменьшился на 6%, к ресторанному бизнесу — вырос на 44%.
По словам Ильи Дудковского, основным фактором роста спроса выступает увеличение количества предпринимателей, рассматривающих запуск продаж на онлайн-платформах как дополнительную возможность заработка:
Их привлекают возможности с относительно небольшим порогом входа, понятными и проверенными бизнес-процессами, относительно прогнозируемой выручкой. По сути, ключевым драйвером остается рост популярности онлайн-торговли, развитие маркетплейсов, изменение рынка труда, которые мотивируют людей искать новые источники для развития.
Также, как отметил эксперт, при этом заметен и новый тренд: вместе с созданием магазина на популярных онлайн-платформах растет интерес к комплексным решениям, когда предприниматель получает не только интернет-магазин или помощь с его созданием, но и более широкий спектр услуг, включающий помощь с подбором ассортимента для интернет-магазина, поиском надежных поставщиков внутри страны и за рубежом, а также логистику.
В топ популярных сфер для покупки бизнеса в 2023 г. вошли также «Красота и уход» (8,7 в общей структуре спроса) и «Сфера услуг» (7% в общей структуре спроса).
Изменения в динамике спроса в категории сферы услуг по итогам прошлого года связано с выделением части сервисных компаний, где рынок успел сформироваться и сегмент показывает высокие темпы роста, в самостоятельные категории. Такими категориями, в частности, стали «Красота и уход», а также «Медицина и стоматология». Сейчас в разделе «Сфера услуг» в основном представлены предложения такие виды бизнеса, как агентства недвижимости, центры профессионального образования, компании, специализирующиеся на оказании логистических услуг и т. п., — уточнил Илья Дудковский.
По итогам 2023 г. лидером по темпам роста спроса на покупку готовых компаний и франшиз стали онлайн-магазины: интерес к ним увеличился на 111% год к году, подсчитали аналитики Авито. За ними следует бизнес в сфере туризма и общественное питание. Интерес к вложениям в эти виды предприятий вырос на 90,5% и 43,9% соответственно в сравнении с 2022 г.
Привлекательность разных объектов размещения как бизнеса сегодня во многом объясняется развитием внутреннего туризма и ростом популярности тематических видов отдыха. Резко возросший спрос на туристические услуги создает большой потенциал для предпринимателей. Для привлечения дополнительной аудитории отдыхающих требуется либо модернизация туристических объектов, либо расширение номерного фонда. А чаще и то, и другое. В таких условиях привлечение инвестиций становится оправданным. Сейчас хороший момент для вложения в эту сферу. Поэтому мы видим на платформе возросший интерес к туризму и со стороны предпринимателей, и со стороны инвесторов, — рассказал Илья Дудковский.
Также в топ-5 самых востребованных категорий бизнеса по темпам роста спроса в Новосибирске и Новосибирской области вошли Строительство (+52,5 %) и развлечения (+33,2).
Покупка готового бизнеса в 2023 г. осталась самой популярной целью обращения предпринимателей на платформу, отметили аналитики Авито. Если в 2022 г. поиск предложений о продаже компаний составлял 68,5% всех поисковых запросов в категории «Готовый бизнес и франчайзинг», то по итогам прошлого года их доля увеличилась до 81%, на франшизы — с 3,1% в 2022 г. до 4,5% по итогам прошлого года. Одновременно запрос на участие в бизнесе в качестве инвестора или партнера вырос с 3% в 2022 г. до 4% по итогам января-декабря-2023.
Интерес к покупке готового бизнеса остается актуальным практически во всех категориях. При этом в отдельных категориях мы отмечаем рост спроса и, соответственно, увеличение популярности предложений инвестиционного характера. В зависимости от отрасли это могут быть как партнерство (например, при запуске интернет-магазинов на маркетплейсах) или поиск инвестора (как, например, при развитии сети медицинских клиник или строительстве глэмпингов и эко-отелей), — заключил Илья Дудковский.