Эксперты: «Автопарк страны стареет, и рынок новых авто не может обеспечить обновления»
Аналитики авторынка РФ прогнозируют: в 2024 году автопарк продолжит стареть, срок эксплуатации машин вырастет, ремонт будет становиться сложнее, доля превентивных операций снизится.
Такие данные приводят специалисты международной сети автосервисов FIT SERVICE и аналитического агентства Gruzdev-Analyze. Согласно их совместному исследованию, за последние три года продажи новых авто в России снизились на 29% относительно 2021 г. На фоне других стран показатели продаж — низкие: в странах Евросоюза рост составляет 25%, в Индии — 8%, в США — 3%, в Китае произошло небольшое снижение — на 4%
По итогам года было много сообщений об увеличении объемов продаж новых автомобилей — с 600 млн штук был рост до 1,1 млн проданных авто. Однако если сравнить итоги 2023 года на авторынке РФ с данными 2021 года, становится понятно, что для нашей страны это не самые лучшие результаты. А если сравнить их с объемами реализации в других странах за тот же период, то очевидно, что новых автомобилей в России продается все еще очень мало, — прокомментировал глава агентства Gruzdev-Analyze Александр Груздев.
Отдельно эксперт отметил итоги продаж автомобилей в Китае: при ежегодном объеме продаж по 25 млн штук авто, китайский авторынок вскоре достигнет насыщения. Тогда остро встанет вопрос о сбыте машин с пробегом:
Известно много примеров такой международной миграции автомобилей: из Германии — в Польшу, из Польши — в Беларусь или из США — в Мексику, из Мексики — в Венесуэлу. Придут ли б/у «китайцы» в Россию? В скором времени мы узнаем, как решится этот вопрос.
За 2023 год в Россию, по данным аналитиков, было ввезено 137 тыс. автомобилей по параллельному импорту — это 13% от общего объема всех регистраций ТС. Как отмечают эксперты, это средние показатели: в начале 2000-х в страну импортировали по 300-350 автомобилей в год (в том числе с пробегом).
По прогнозу экспертов, в 2024 г. процесс параллельного импорта автомобилей будет регулироваться правительством РФ жестче, поэтому результаты прошедшего года по этому показателю едва ли удастся существенно превысить.
Если посмотреть на структуру продаж в разрезе марок, то можно заметить, что последние три года неизменным лидером остается российская LADA. Но если сгруппировать марки автомобилей по странам, то лидером становится китайский автопром: по итогам 2023 г. его бренды заняли долю в 51%, тогда как на российские марки пришлось лишь 34%, подсчитали аналитики.
По нашим ожиданиям, в 2024 году количество китайских брендов на авторынке РФ увеличится. Часть из них зайдут без открытия собственных дилерских центров. А потому автовладельцы останутся со своим автомобилем один на один, без поддержки официальных представительств. Возможно, для того чтобы подобрать запчасть на такие машины, независимым сервисам придется завести токарные станки, сварочные аппараты и предусмотреть ставку сварщика в штатном расписании, — отметил Александр Груздев.
Директор сети автосервисов FIT SERVICE Татьяна Овчинникова подтверждает: сегодня на рынке сложная ситуация с доступом к мануалам и каталогом запчастей на более свежие и редкие китайские автомобили: по ее словам, чаще всего автосервисам приходится подбирать запчасть «по образцу» в специализированных магазинах.
По итогам 2023 г. рынок авто с пробегом в России показал рекордный рост, сообщили аналитики и отметили, что за последние пять лет таких итоговых и ежемесячных показателей достичь не удавалось. Однако в последнем квартале прошлого года рынок показал резкое замедление.
Во многом снижение рынка автомобилей с пробегом в последние месяцы 2023 года объясняется ростом ключевой ставки ЦБ и снижением доступности кредитов, но есть и другая версия. Если тренд на снижение перерегистраций продолжится в январе-марте 2024 года, то можно сделать предположение об исчерпании спроса на такие машины. Все, кто хотел поменять автомобиль, уже сделали это. Переформатирование собственников на рынке произошло. Поэтому, возможно, рынок вернется к результатам доковидного 2019-ого года. Тогда общее число продаж новых и б/у автомобилей составило 6,3 млн штук. А в 2023 году только «пробежных» машин было продано почти 7 млн штук, — объяснил Александр Груздев.
Также в 2023 г. из-за рекордного количества перепродаж аналитики зафиксировали минимальный срок владения автомобилем — 4,5 года. В перспективе эксперты говорят о росте показателя. Эксплуатируемый автопарк в России закрепился на уровне показателей 1 января 2023 г. — уменьшился всего на 75 тыс. транспортных средств. Низкие продажи новых авто были нивелированы увеличением срока эксплуатации машин, что смягчило падение, отметили специалисты.
По прогнозам экспертов, в 2024 г. движущийся парк страны продолжит медленно уменьшаться и составит 34,2 млн ед.
В стране автомобили стали «жить» очень долго — в среднем 27 лет. Подход у водителей сейчас такой: буду выжимать все «соки» из машины и ездить до последнего. Именно удлинение срока активной эксплуатации авто обеспечивает российскому автопарку низкий темп сокращения, — уточнил Груздев.
Средний возраст автомобилей, как отмечают аналитики, продолжает расти: по итогам 2023 г. он составил 11,6 лет, тогда как в 2018 г. показатель составлял 9,5 лет (рост — на 22%).
Аналитика международной сети автосервисов FIT SERVICE подтверждает тренд: средний возраст автомобилей, обсуживающихся в сети, в 2023 г. составляет 12,3 года. При этом доля автомобилей в возрасте 15 лет и более выросла за последний год значительно с 25% до 35%.
Рост среднего возраста автомобилей в стране говорит о том, что ремонты, с которыми мы будем сталкиваться в ближайшие годы, будут усложняться. Водители сегодня стремятся продлить жизнь своих автомобилей и вкладываются в поддержание их работоспособности. А потому спрос на услуги СТО будет только расти, — прогнозирует Татьяна Овчинникова.
Еще один важный показатель рынка — динамика среднего пробега. По итогам 2023 г. она составила 12570 км, сократившись на 4% относительно 2022 г., посчитали эксперты.
Падение в 4% только кажется незначительной цифрой. Это 19 млрд километров, которые машины не проехали за год, а значит, не потребовали замены масла или колодок. То есть для рынка послепродажного обслуживания снижение в 4% — это все-таки существенное падение, — пояснил Алекандр Груздев.
Татьяна Овчинникова в заключение добавила, что автопарк страны активно стареет, и рынок новых авто не может обеспечить его обновления:
Часть водителей стремится ездить на своих машинах как можно дольше и бережет их, не эксплуатируя, когда это возможно. На что и указывает снижение пробега. Но состояние автомобилей на сегодня такое, что откладывать ремонт в целях экономии уже нельзя, поэтому станции все чаще сталкиваются с трудозатратным ремонтом, который требует больше времени. Это делает актуальным для специалистов СТО требования по их профессиональной подготовке, ставит вопросы постоянного повышения квалификации, а от руководителей станций требует умения эффективно планировать загрузку.