Эксперты: «Автопарк страны стареет, и рынок новых авто не может обеспечить обновления»

Эксперты: «Автопарк страны стареет, и рынок новых авто не может обеспечить обновления»
Автор фото: Егор Тиммерман. Иллюстрация: nsk.dk.ru

Аналитики авторынка РФ прогнозируют: в 2024 году автопарк продолжит стареть, срок эксплуатации машин вырастет, ремонт будет становиться сложнее, доля превентивных операций снизится.

Такие данные приводят специалисты международной сети автосервисов FIT SERVICE и аналитического агентства Gruzdev-Analyze. Согласно их совместному исследованию, за последние три года продажи новых авто в России снизились на 29% относительно 2021 г. На фоне других стран показатели продаж — низкие: в странах Евросоюза рост составляет 25%, в Индии — 8%, в США — 3%, в Китае произошло небольшое снижение — на 4%

По итогам года было много сообщений об увеличении объемов продаж новых автомобилей — с 600 млн штук был рост до 1,1 млн проданных авто. Однако если сравнить итоги 2023 года на авторынке РФ с данными 2021 года, становится понятно, что для нашей страны это не самые лучшие результаты. А если сравнить их с объемами реализации в других странах за тот же период, то очевидно, что новых автомобилей в России продается все еще очень мало, — прокомментировал глава агентства Gruzdev-Analyze Александр Груздев.

Отдельно эксперт отметил итоги продаж автомобилей в Китае: при ежегодном объеме продаж по 25 млн штук авто, китайский авторынок вскоре достигнет насыщения. Тогда остро встанет вопрос о сбыте машин с пробегом:

Известно много примеров такой международной миграции автомобилей: из Германии — в Польшу, из Польши — в Беларусь или из США — в Мексику, из Мексики — в Венесуэлу. Придут ли б/у «китайцы» в Россию? В скором времени мы узнаем, как решится этот вопрос.  

За 2023 год в Россию, по данным аналитиков, было ввезено 137 тыс. автомобилей по параллельному импорту — это 13% от общего объема всех регистраций ТС. Как отмечают эксперты, это средние показатели: в начале 2000-х в страну импортировали по 300-350 автомобилей в год (в том числе с пробегом).

По прогнозу экспертов, в 2024 г. процесс параллельного импорта автомобилей будет регулироваться правительством РФ жестче, поэтому результаты прошедшего года по этому показателю едва ли удастся существенно превысить.

Если посмотреть на структуру продаж в разрезе марок, то можно заметить, что последние три года неизменным лидером остается российская LADA. Но если сгруппировать марки автомобилей по странам, то лидером становится китайский автопром: по итогам 2023 г. его бренды заняли долю в 51%, тогда как на российские марки пришлось лишь 34%, подсчитали аналитики.

По нашим ожиданиям, в 2024 году количество китайских брендов на авторынке РФ увеличится. Часть из них зайдут без открытия собственных дилерских центров. А потому автовладельцы останутся со своим автомобилем один на один, без поддержки официальных представительств. Возможно, для того чтобы подобрать запчасть на такие машины, независимым сервисам придется завести токарные станки, сварочные аппараты и предусмотреть ставку сварщика в штатном расписании, — отметил Александр Груздев.

Директор сети автосервисов FIT SERVICE Татьяна Овчинникова подтверждает: сегодня на рынке сложная ситуация с доступом к мануалам и каталогом запчастей на более свежие и редкие китайские автомобили: по ее словам, чаще всего автосервисам приходится подбирать запчасть «по образцу» в специализированных магазинах.

По итогам 2023 г. рынок авто с пробегом в России показал рекордный рост, сообщили аналитики и отметили, что за последние пять лет таких итоговых и ежемесячных показателей достичь не удавалось. Однако в последнем квартале прошлого года рынок показал резкое замедление.  

Во многом снижение рынка автомобилей с пробегом в последние месяцы 2023 года объясняется ростом ключевой ставки ЦБ и снижением доступности кредитов, но есть и другая версия. Если тренд на снижение перерегистраций продолжится в январе-марте 2024 года, то можно сделать предположение об исчерпании спроса на такие машины. Все, кто хотел поменять автомобиль, уже сделали это. Переформатирование собственников на рынке произошло. Поэтому, возможно, рынок вернется к результатам доковидного 2019-ого года. Тогда общее число продаж новых и б/у автомобилей составило 6,3 млн штук. А в 2023 году только «пробежных» машин было продано почти 7 млн штук, — объяснил Александр Груздев.

Также в 2023 г. из-за рекордного количества перепродаж аналитики зафиксировали минимальный срок владения автомобилем — 4,5 года. В перспективе эксперты говорят о росте показателя. Эксплуатируемый автопарк в России закрепился на уровне показателей 1 января 2023 г. — уменьшился всего на 75 тыс. транспортных средств. Низкие продажи новых авто были нивелированы увеличением срока эксплуатации машин, что смягчило падение, отметили специалисты.

По прогнозам экспертов, в 2024 г. движущийся парк страны продолжит медленно уменьшаться и составит 34,2 млн ед.

В стране автомобили стали «жить» очень долго — в среднем 27 лет. Подход у водителей сейчас такой: буду выжимать все «соки» из машины и ездить до последнего. Именно удлинение срока активной эксплуатации авто обеспечивает российскому автопарку низкий темп сокращения, — уточнил Груздев.

Средний возраст автомобилей, как отмечают аналитики, продолжает расти: по итогам 2023 г. он составил 11,6 лет, тогда как в 2018 г. показатель составлял 9,5 лет (рост — на 22%).

Аналитика международной сети автосервисов FIT SERVICE подтверждает тренд: средний возраст автомобилей, обсуживающихся в сети, в 2023 г. составляет 12,3 года. При этом доля автомобилей в возрасте 15 лет и более выросла за последний год значительно с 25% до 35%.

Рост среднего возраста автомобилей в стране говорит о том, что ремонты, с которыми мы будем сталкиваться в ближайшие годы, будут усложняться. Водители сегодня стремятся продлить жизнь своих автомобилей и вкладываются в поддержание их работоспособности. А потому спрос на услуги СТО будет только расти, — прогнозирует Татьяна Овчинникова.

Еще один важный показатель рынка — динамика среднего пробега. По итогам 2023 г. она составила 12570 км, сократившись на 4% относительно 2022 г., посчитали эксперты.

Падение в 4% только кажется незначительной цифрой. Это 19 млрд километров, которые машины не проехали за год, а значит, не потребовали замены масла или колодок. То есть для рынка послепродажного обслуживания снижение в 4% — это все-таки существенное падение, — пояснил Алекандр Груздев.

Татьяна Овчинникова в заключение добавила, что автопарк страны активно стареет, и рынок новых авто не может обеспечить его обновления:

Часть водителей стремится ездить на своих машинах как можно дольше и бережет их, не эксплуатируя, когда это возможно. На что и указывает снижение пробега. Но состояние автомобилей на сегодня такое, что откладывать ремонт в целях экономии уже нельзя, поэтому станции все чаще сталкиваются с трудозатратным ремонтом, который требует больше времени. Это делает актуальным для специалистов СТО требования по их профессиональной подготовке, ставит вопросы постоянного повышения квалификации, а от руководителей станций требует умения эффективно планировать загрузку.

Самое читаемое
  • Мегастройка завершена: участок М-12 Дюртюли — Ачит запустят в июлеМегастройка завершена: участок М-12 Дюртюли — Ачит запустят в июле
  • Суд Екатеринбурга разрешил открыть ТРЦ «Гринвич», но работать он будет с ограничениямиСуд Екатеринбурга разрешил открыть ТРЦ «Гринвич», но работать он будет с ограничениями
  • Минтранс передал соболезнования родственникам Романа СтаровойтаМинтранс передал соболезнования родственникам Романа Старовойта
  • Налоговая служба готовится ставить «оценку» бизнесу по поводу его добросовестностиНалоговая служба готовится ставить «оценку» бизнесу по поводу его добросовестности
  • Wildberries открыл первый пункт выдачи без сотрудниковWildberries открыл первый пункт выдачи без сотрудников
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.