ВТБ заметил новую схему: мошенники используют архивные аудиосообщения из мессенджеров
Ранее аудиозаписи создавали с помощью искусственного интеллекта, а теперь злоумышленники «крадут» голосовые сообщения из существующей переписки с людьми из списка контактов, рассказали в банке.
Мошенники взламывают аккаунт «жертвы» в мессенджере и внимательного изучают переписку со знакомыми и коллегами. Подобрав подходящего собеседника, пишут ему текстовое сообщение от имени владельца аккаунта. Оно может и не касаться финансовых вопросов, задача мошенников — войти в доверие, поэтому они могут продолжать начатый ранее диалог. Завязав разговор, мошенники копируют старые голосовые сообщения, что убеждает собеседника, что с ним действительно общается его знакомый или родственник.
После этого злоумышленники переходят к просьбе о финансовой помощи, например, одолжить деньги на один день для оплаты квартиры. В итоге «жертва» переводит деньги на карту, номер которой присылает мошенник.
Старые схемы всегда обрастают новыми подробностями и хитростями. Мы уже предупреждали клиентов не вести телефонных разговоров с неизвестными, чтобы исключить запись голоса. Такие данные легко использовать для хищения денег. Ранее мошенники использовали сложные современные технологические решения. Теперь они научились применять простые голосовые сообщения в мессенджерах, чтобы убеждать людей помочь друзьям или близким, от лица которых ведется общение. Будьте бдительны и не поддавайтесь на уговоры, проверяйте информацию через дополнительные каналы связи. Для защиты мы рекомендуем удалять голосовые сообщения из чатов после прослушивания или поставить опцию их автоудаления, — рассказал старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов.
По итогам 2023 г. ВТБ впервые за четыре года зафиксировал снижение атак мошенников на розничных клиентов. Количество инцидентов в целом составило 6,5 млн — на 16% меньше, чем в 2022 г. При этом среди новых трендов прошлого года — звонки мошенников потенциальным жертвам через мессенджеры.