Как не превратить совместный бизнес в битву за власть? Мнение эксперта

Как не превратить совместный бизнес в битву за власть? Мнение эксперта
Автор фото: Константин Жуков. Иллюстрация: Предоставлено спикером

«Собственники, которые «по уши» в операционной деятельности, не успевают осознать, что плотные коммуникации помогают принимать сложные управленческие решения и предотвращать конфликты».

Управляющий партнер «Агентства Маркетинговых Стратегий Макс», бизнес-наставник предпринимателей Ульяна Павлова

— Строить бизнес на своих решениях, финансах и авторитете — это как играть в одиночку в монополию: вы и банкир, и игрок, и в итоге все равно кто-то проигрывает. Обычно это вы. А если добавить в игру партнера? Вдруг соучредитель возьмет все шишки на себя? Да, классная идея — все провалы можно спихнуть на партнера, а взлеты приписать своим умениям и опыту. «Рекомендую».

Вместе вы сможете пройти «огонь, воду и медные трубы» и где-то в середине пути скажете, что создание эффективной коммуникации между бизнес-партнерами — это как дуэт в караоке, где один уверен, что родился для хип-хопа, а другому «медведь на ухо наступил». Вы думаете, что сможете спихнуть все неудачи на партнера, но вдруг обнаруживаете, что вместе вы создаете хит. Только в процессе выясняется: гармония возможна, если вы оба понимаете, что успех — это не только ваш соло-выход, но и умение подпевать в нужный момент.

Итак, вас двое (трое, четверо), и вы готовы покорить мир. Но перед этим давайте разберемся с вложениями.

Бизнес, как известно, любит счет, а еще больше любит, когда эти счета велики и разнообразны: прибыль, выручка, инвестиции. А еще есть такие невидимые герои, как человеческий и социальный капиталы. Человеческий капитал — это не только ваше время и знания, но и умение убедить партнера, что вставать на рассвете и топать в спортзал для «случайной встречи с инвестором» на соседней беговой дорожке (мои друзья так охотились в WordClass за новосибирским бизнес-ангелом) — это его счастливый шанс. Социальный капитал — это ваши связи, и если вы думаете, что ваша бабушка, знакомая с местными начальниками в администрации Центрального округа, не в счет, то глубоко заблуждаетесь.

Ключевой момент: экономический, человеческий и социальный капиталы становятся основой ваших вложений в стартап. Но вот незадача — в уставных документах как-то забыли упомянуть о ваших связях и уникальном умении убеждать.  

Прежде чем броситься строить бизнес-империю, помните: ключ к успеху — это не только ваши финансовые вложения, но и умение ценить и использовать нематериальные активы. Иногда самая мощная бизнес-стратегия партнеру может прийти в голову благодаря случайному совету от жены\мужа. Ведь кто, как не он\она, знает секрет успеха, который выведет ваш проект на новый уровень?

Со временем это может подзабыться, и стать первым камнем преткновения во время распределения дивидендов на основе вложений. Как посчитать неуловимые часы мозгового штурма или ночи недосыпа, когда соучредитель изучал основы программирования?

Сценарий из моего прошлогоднего бизнес-разбора. Один партнер кормит кассу компании деньгами, а другой вкладывает свой бесценный опыт и деловую харизму. Второй начал чувствовать себя сильно недооцененным: вкладывает, вкладывает, а это нигде не законспектировано. Я предложила ребятам идею сторонней консультации с профессионалом top level по этому направлению для оценки стоимости таких компетенций и уровня зарплат за экспертизу соучредителя на рынке. Оказалось, что весь функционал, который выполнял второй собственник, пришлось бы разделить на двух директоров и одного программиста. 

Творческие союзы — это отдельная история. Здесь порой такой хаос, что даже бухгалтерские и юридические «сюрпризы» кажутся приятными неожиданностями. В музыкальных группах и соавторствах книг четкое распределение ролей и дедлайны даже не появляются на горизонте. Однако даже здесь нужно найти способ организовать рабочий и эффективный процесс с помощью правил, которые не убивают креатив.

Задача №1: прописать правила. Это звучит как попытка ввести банковский дресс-код на вечеринке подростков, но на деле грамотно сформулированные правила помогают избежать многих «творческих» конфликтов. Я говорю о создании рамок, которые не стесняют, а поддерживают. Если партнер периодически уходит в «творческий загул» в поисках музы, нужно предусмотреть заранее, как компания будет функционировать с ним и без него.

Задача №2: продумать несколько стратегических сценарных планов развития. Четкое осознание того, кто что делает, общих целей и путей их достижения, снижает риск недопонимания.

Умение договариваться — краеугольный камень партнерства, особенно бизнесового. Если в семейной жизни часть вопросов решается через давно проверенный способ за закрытыми дверями, то со всеми бизнес-партнерами в разных компаниях приходится договариваться в устной форме.

Это означает способность слышать и понимать партнера, находить компромиссы и совместно решать возникающие проблемы, а также готовность каждой из сторон к диалогу и сотрудничеству, включая возможность обращения за помощью к третьим лицам (бизнес-психологу, модератору, наставникам).

Задача №3: договориться о распределении финансов. Да, я знаю правило «не дели шкуру неубитого медведя». Но факт есть факт — деньги на первом месте рейтинга причин конфликтов между соучредителями. Определите на старте, как делить прибыль и главное — убытки, как выводить и сколько нулей писать себе в зарплату, куда вкладывать полученные дивиденды, и даже на какие деньги оплачивать долги и как выбираться из банкротства. Наличие красивого секретаря с первого дня работы тоже вынести на обсуждение и занести в плановое бюджетирование. 

Как не превратить совместный бизнес в битву за власть.

Собственники должны мастерски лавировать между стратегическим управлением и выполнением конкретных задач. Это на HR-языке означает: «Нам нужен играющий тренер, который и продает на 500 миллиардов в месяц, и стратегически выращивает каждого из 20 продажников».

Определение профобласти, которую соучредитель берет под свое руководство, должно базироваться на реальных компетенциях, опыте и прошлых достижениях. И здесь снова посоветую привлечь стороннего эксперта, который проверит компетенции будущего финансового директора (а по совместительству — соучредителя), который уже готов ехать в налоговую и сдавать отчеты. Это точно снизит недовольство при отсутствии результатов.

Чтобы учредителям говорить на одном языке, предлагаю использовать старые, проверенные годами KPI, сформулированные по SMART (конкретные, измеримые, достижимые, релевантные, ограниченные во времени). Регулярно перечитывать стратегические задачи вашего бизнеса и адаптировать их к изменениям окружающей среды.

Приведу два примера из моей практики.

Первый. Один из собственников туристической компании фонтанировал идеями и задачами, второй закрепил в их совместном чате документ «Наши задачи на год» и регулярно отправлял туда первого с вопросом: «Какую из наших задач твоя гениальная идея поможет решить быстрее?»

Второй. Я была учредителем IT-компании в составе трех собственников и директором по маркетингу, где как наемный сотрудник отвечала перед другими соучредителями за выполненные показатели. Второй соучредитель отвечал за всю IT-разработку. На старте проекта четких договоренностей о границах функционала как исполнителей и об ответственности у нас не было. Мы постоянно спрашивали друг друга о сроках и возникающих проблемах, и кое-где сильно перегибали авторитетом. Например, я неправильно сформулировала смежную задачу IT-специалистам и требовала ее приоритизации как собственник, в то время как наш соучредитель, отвечающий за IT, считал, что я «морально давлю» на него как руководителя отдела. Ситуации привели к конфликту.

Резюмируя, хочу сказать, что бизнес-коммуникация между собственниками — это огромный труд и большая ежедневная работа. И если у вас она не получается самостоятельно, обратитесь к третьей нейтральной стороне для медиации.

Собственники, которые «по уши» в операционной деятельности, не успевают осознать, что плотные коммуникации помогают принимать сложные управленческие решения и предотвращать конфликты.

Модератор, бизнес-психолог, специалист, не заинтересованный в принятии чьей-либо стороны на партнерской сессии, объединит людей совместными целями, даст безопасное место другому мнению и сгладит назревающие конфликты и недосказанности.

Регулярные стратегические сессии и встречи собственников — не просто механизм сверки часов, но и платформа для укрепления взаимопонимания и доверия между партнерами.

В мире бизнеса, где каждый день приносит новые вызовы, способность к эффективной коммуникации и открытости к компромиссам — ваш бесценный актив и опора. В основе любого успешного бизнеса лежат не только цифры и стратегии, но и люди, их взаимоотношения и способность работать вместе ради общей цели.  

Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.