«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично»

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично»
Автор фото: Кристина Бондарцева. Иллюстрация: nsk.dk.ru

За два года новосибирские логисты и экспортеры настолько привыкли перестраиваться, находить и терять, что если даже все рухнет, то останутся кони и телеги, — так победим, считают игроки рынка.

«Деловой квартал» собрал за круглым столом представителей транспортно-логистических компаний и экспортеров, чтобы поговорить о том, какие проблемы сегодня мешают светлому завтра, а также почему отношения с зарубежными банками — это «Русская рулетка». Обо всем по порядку — в обзоре nsk.dk.ru.

В разговоре приняли участие руководитель регионального Центра поддержки экспорта — структурного подразделения центра «Мой бизнес» Алина Мусиенко, исполнительный директор - вице-президент Союза «ТПП Новосибирской области» Оксана Исаева, директор агентства стратегических коммуникаций В'ДА Ольга Лисиенко, руководитель деревообрабатывающей фабрики «КедрПром» Евгения Сорокина, управляющий ООО «Фамильный текстиль» Сергей Загуляев, директор ООО «АБС-Логистикс» Борис Шевчик, руководитель Сибирского обособленного подразделения ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» Денис Крылов, генеральный директор ГК Globex Trans Line Николай Кузьменко, директор филиала «Эф.Эс.Макензи» Андрей Радиулов, руководитель филиала «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» в Новосибирске Наталья Кизрякова, коммерческий директор ТГ «ФЕСКО» Дмитрий Писаренко, директор торговой компании «СибТрейд» Татьяна Тихонова, региональный директор STS Logistics Ольга Трофимцева, менеджер проектов по автоматизации транспортной логистики компании «Первый Бит» Вячеслав Лебедев и маркетолог компании «Первый Бит» Вера Рябова.

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 1Партнером круглого стола стал начальник отдела персонального брокерского обслуживания компании «БКС» Иван Чупин, который призвал экспортеров к использованию современных инструментов управления валютными рисками — хеджированию. По словам эксперта, спрогнозировать курс валют еще не удавалась никому, и 2022-й год — тому подтверждение. Однако можно обзавестись инструментами, которые фиксируют курс валют в настоящем и позволяют с минимальными потерями заключать сделки в будущем.

«Преимущества использования биржевых инструментов в том, что они ликвидны — в любой момент можно открыть или закрыть контракт, а также войти на биржу с минимальной суммой, ведь контракты на рынке торгуются от тысячи юаней, евро или долларов. Грамотно подобранные инструменты помогут в управлении ликвидностью в будущем», — поделился Чупин.

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 2Руководитель регионального Центра поддержки экспорта Алина Мусиенко рассказала, что проблем в сфере экспорта за 2022-2023 г. только прибавилось:

«Мы не помним состояния комфорта. Стараемся решать острые задачи, однако их меньше не становится. Сегодня экспортеры страдают от проблем с валютными операциями, в большей части — с оплатами в Китай. В логистике компаниям все же получается нивелировать ущерб за счет софинансирования части затрат в рамках государственной поддержки. Тем более, в 2024 году Минэкономразвития увеличил субсидии на экспорт продукции МСП с 500 тысяч рублей до миллиона. Также понимаем, что логистическое плечо увеличилось в разы, однако предприятия и фирмы научились с этим жить.

Валютные платежи с зарубежными странами — головная боль каждого экспортера. Можно пойти в обход несколькими путями: обратиться в зарубежный банк и ждать очереди на открытие счета (в случае, если вы готовы ждать), осуществить платеж иностранному продавцу через платежного агента или прибегнуть к криптовалюте, которая считается незаконным вариантом для заключения сделок между юридическими лицами на территории нашей страны. Сегодня открытие счета — самый распространенный и безопасный способ получения валюты среди экспортеров».

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 3Исполнительный директор — вице-президент Союза «ТПП Новосибирской области» Оксана Исаева обратила внимание участников круглого стола на ограничительные меры по вывозу определенного вида продукции из России. Так, например, под запретом оказались технологическое, телекоммуникационное, медицинское оборудование, транспортные средства, сельскохозяйственная техника и электрическая аппаратура.

По словам эксперта, для вывоза продукции российского производства необходимо обзавестись сертификатом происхождения товара по форме СТ-1, который выдает Торгово-промышленная палата (или отраслевое Министерство). Однако некоторые экспортеры (поставщики, дилеры, дистрибьюторы) столкнулись со сложностью получения документов от самих производителей. Эксперт подчеркнула, что без этой информации эксперты Торгово-промышленной палаты не смогут провести полную экспертизу.

Еще одна проблема, с которой столкнулись предприниматели — это сложность возврата некачественного оборудования иностранному изготовителю, поскольку товар попадает под запретительный режим вывоза за пределы Российской Федерации. Невозможность такой операции несет за собой дополнительные расходы на производстве. Все перечисленные ограничительные меры будут затруднять деятельность экспортеров до 2025 г., отметила Исаева.  

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 4Директор торговой компании «СибТрейд» Татьяна Тихонова как активный участник рынка подтвердила особую актуальность проблемы получения разрешения на товары и валютных платежей:

«Боль для экспортеров — сертификация товара (Постановления 311,312,313 Правительства РФ, регулирующие вопросы вывоза товаров за пределы РФ). Это лишняя кропотливая работа, требующая затрат. Что касается оплаты товара, то мы долгое время стоим в очереди на открытие валютного счета. Сейчас со мной рассчитываются в тенге. Пока все работает, но медленно».  

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 5Другие участники рынка согласились с тем, что барьер платежей — одна из самых больших проблем сегодня для экспортеров. Руководитель деревообрабатывающей фабрики «КедрПром» Евгения Сорокина рассказала, что помимо активного выстраивания отношений со странами ближнего зарубежья (Узбекистан, Казахстан, Беларусь), спрос на товары компании растет и в Европе. И основным препятствием в этой ситуации становятся именно платежи, поэтому пока отношения с Европой стоят на паузе.

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 6По словам управляющего ООО «Фамильный текстиль» Сергея Загуляева, за последние два года его компания также была вынуждена сменить несколько банков, прежде чем нивелировать свои трудности с платежами. Как отметила Алина Мусиенко, совсем недавно в список недружественных стран вошла и Армения, в отношениях с которой недавно не было больших сложностей — на фоне этого также могут возникнуть дополнительные проблемы в деятельности экспортеров.

По словам логистов, проблемы платежей затрудняют работу вообще всего таможенного органа. По ироничным высказываниям экспертов, если не решить ситуацию в ближайшее время, то в будущем перевозить товары придется на лошадях, ведь это займет меньше времени, чем отправка груза по железным дорогам.  

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 7«Сегодня зарубежные банки берут на себя функцию не только валютного контроля, но и политического регулятора. Пока перспективы печальные. Это не бизнес, а рулетка», — высказался генеральный директор группы компаний Globex Trans Line Николай Кузьменко.

 

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 8По словам директора ООО «АБС-Логистикс» Бориса Шевчика, с одной стороны, кризисные ситуации дают толчок к саморазвитию, с другой — замедляют работу:

«Долгие годы мы работали по одной схеме, а сейчас вынуждены искать новые пути решения. Есть европейские компании, которые заинтересованы в сотрудничестве с нами, но процессу мешают переводы. Пробуем другие варианты, бартер. Сейчас такое направление вводим в переговоры с Китаем. Однако возникает сложность в предоставлении отчетности налоговым службам, так как эти инструменты не подкреплены законом, возникают вопросы по документации. Помимо этого, многие логисты жалуются на нехватку складских помещений на границе. Часто приходится маневрировать — перевозить товар по альтернативным путям». 

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 9В продолжение темы директор филиала «Эф.Эс.Макензи» Андрей Радиулов рассказал о трудностях внутрироссийских перевозок груза:

«Транспортный коллапс спровоцировал колоссальные проблемы во внутрироссийских контейнерных перевозках. Сейчас активно поднимают ставки собственникам контейнерного оборудования, ставки дропов. В результате этого тарифы на линиях поползли вверх. Началась спекуляция. И если в Новосибирске можно решить эти проблемы, потому что мы все друг друга знаем, то, например, в Москве — сложнее. Ты не знаешь, уедет ли твой груз в ближайшее время или простоит там вечность.

Простой груза провоцирует лишние затраты и для производств, и для транспортно-логистических компаний. Так как сейчас на экспорт идет только стратегический груз (уголь, бензин), из-за загруженности транспортной сети происходит простой иного груза. РЖД не хватает инфраструктуры, погружного состава. Поэтому многим приходится отодвигать свои планы, отгрузки, наступать на горло собственному бизнесу. Мы привыкли ко всем веселым моментам в нашей работе, другой деятельности у нас нет. Уверен, что все это рано или поздно разрешится.

В марте у нас были сокращены заказы и объемы, которые шли грузовыми поездами, в апреле же ситуация стала только хуже. Простои груза на таможенных пунктах — колоссальные. Сейчас наши контейнеры не идут прямым рейсом в точку назначения, а колесят по всей стране. Логисты стараются выстроить выгодные пути, что-то отправляют по железным дорогам, а что-то — на автотранспорте. Изыскиваем все возможности просто для того, чтобы груз медленно, но дошел».

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 10«Перспектив улучшения мы не видим. Сейчас в Новосибирске конкретно по нашим контейнерам накопление — на пять поездов вперед. Вывозить груз просто не на чем. Полувагонов катастрофически не хватает. А с учетом того, что у нас сейчас практически все станции в городе стоят под конвенцией, невозможно спрогнозировать, когда решится ситуация с импортом», — согласилась с коллегой руководитель филиала «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» в Новосибирске Наталья Кизрякова.

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 11Руководитель Сибирского обособленного подразделения ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» Денис Крылов рассказал, что все же «стакан наполовину полон», нежели пуст.

«Мое выступление — луч света в темном царстве: в отрасли федеральных автомобильных дорог — все благополучно. По системе «Платон» за прошедшую неделю рост индекса перевозок увеличился на 3,9%. Дороги чинятся и строятся. Проблемы возникают на самой границе, так как время перехода увеличено. Осталось потерпеть года два, все обязательно наладится», — поделился Крылов. 

«По наблюдениям за работой сервисов, цены в сфере автоперевозок растут в геометрической прогрессии, — ответил коллеге Борис Шевчик. — Сейчас автобизнес живет хуже всех. Для эксплуатации автомобильного парка требуются соответственные вложения, например, закуп запчастей, а они не всегда российского производства».

В целом логисты, транспортники и представители компаний-экспортеров разошлись на позитивной ноте, отметив, что кризисная ситуация рано или поздно все равно закончится. Однако сейчас стоит запастись терпением.

«На всем нашем рынке шторм, на который мы повлиять никак не можем. Пробки подвижного состава возникли из-за нарушения логистического маршрута, а они, в свою очередь, — из-за нарушения платежных операций. Если решить первоначальную проблему, то и РЖД сможет справиться с задачами быстрее. Рынок логистики — это Ноев ковчег для бизнеса, вопрос лишь в том, насколько это судно технологично», — подытожил Андрей Радиулов.

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 12

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 13

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 14

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 15

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 16

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 17

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 18

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 19

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 20

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 21

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 22

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 23

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 24

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 25

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 26

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 27

«Рынок логистики — Ноев ковчег для бизнеса, вопрос в том, насколько судно технологично» 28

Елизавета Михайлова

Фоторепортаж Кристины Бондарцевой

Самое читаемое
  • Екатеринбуржцы увеличили накопления и начали строить долгосрочные финансовые планыЕкатеринбуржцы увеличили накопления и начали строить долгосрочные финансовые планы
  • Владимир Олькиницкий: «В Екатеринбурге ресторанов много, а пойти некуда»Владимир Олькиницкий: «В Екатеринбурге ресторанов много, а пойти некуда»
  • В российских отелях могут появиться невозвратные тарифыВ российских отелях могут появиться невозвратные тарифы
  • Алексей Захаров, SuperJob: «Зачем становиться инженером, если курьер зарабатывает больше?»Алексей Захаров, SuperJob: «Зачем становиться инженером, если курьер зарабатывает больше?»
  • Бывшему вице-мэру Екатеринбурга изменили срок заключенияБывшему вице-мэру Екатеринбурга изменили срок заключения
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.