Социальная ответственность бизнеса — мода, обязанность или душевный порыв?
«У компаний, не стремящихся «спасти мир» или оказывать положительное воздействие на него, нет будущего, ведь в таком случае им не из чего строить миссию компании и ее ценности».
Основатель Благотворительного Фонда развития инклюзии в спорте «Больше Чем Можешь», общественный деятель, предприниматель Вадим Зеленский
Сегодня социальная повестка становится все более актуальной и проникает во все сферы жизни. Социальная ответственность бизнеса предполагает стремление компании не только зарабатывать деньги, но и делать мир вокруг себя лучше, доступнее и экологичнее.
Зачем бизнесу нужна социальная ответственность и нужна ли вообще?
Для бизнеса социальная ответственность становится ключевым фактором успеха компании. Молодому поколению в России и по всему миру крайне важны гуманитарные ценности: помощь, благотворительность, ответственность и, даже можно сказать, контроль, за всем, что происходит вокруг.
Забота друг о друге, природе и мире вокруг, желание сделать его лучше — главные двигатели нового времени. Именно поэтому для многих потребителей, сотрудников, контрагентов, партнеров важно, чтобы компании, в которых или с которыми они работают, были вовлечены в социальную повестку. Для работодателей сегодня этот фактор играет важную роль — чтобы сотрудники компании были лояльны, получали удовольствие от работы, верили в миссию компании и чувствовали себя частью большого и значимого дела.
Можно сказать, что у компаний, не стремящихся «спасти мир» или оказывать какое-то положительное воздействие на него, нет будущего, ведь в таком случае им не из чего строить саму миссию компании и ее ценности, и как следствие — лояльность сотрудников этим ценностям.
Как компании стать социально ответственной: с чего начать и что делать?
Начать стоит с простого вопроса: хочет ли компания существовать в завтрашнем дне? Если ответ — да, то ей необходимо определить, как она собирается расходовать заработанные деньги на ценности и вопросы, которые актуальны для человечества, на благотворительность и схожие направления.
Сегодня одними лишь деньгами сложно вовлечь сотрудников в работу с полной отдачей в долгосрочной перспективе, сложно повысить их лояльность и лояльность потребителей.
Чтобы начать путь социально ответственной компании, есть множество способов. Например, сотрудники могут принимать участие в благотворительном событии: будь то ярмарка, марафон или какая-то другая активность. Компания может стать партнером какого-либо фонда и делать туда отчисления за свой счет или с помощью потребителей. Можно начать с внутренней среды: создания благоприятных условий работы и ее доступности всем, вне зависимости от их пола, возраста и положения.
Стоит совмещать внутренние и внешние направления деятельности компании в рамках социальной повестки: расширять корпоративные программы спорта и сочетать их с благотворительными спортивными событиями, которые часто проводят фонды или муниципальные учреждения, привлекать сотрудников, например, на субботники или в качестве волонтеров.
Например, в Фонде «Больше Чем Можешь» организовываются парные инклюзивные забеги, где люди могут бежать в паре с другим участником, создав тем самым свой тандем. Идея забега — объединение всех, кто любит спорт, вне зависимости от опыта, заслуг, возраста и текущего состояния здоровья. Главная цель — сделать так, чтобы 50% участников составляли люди с инвалидностью. Это отличный пример инициативы, которая идет на пользу как благотворительный организациям, так и корпоративной среде: вовлекает сотрудников, сближает и мотивирует их.
Почему социальная ответственность должна выходить за рамки ESG и должна ли?
В последние годы все только и говорят о ESG-принципах, громко заявляют о своих результатах и целях в рамках этого направления. Все это хорошо, однако ESG — недостаточно широкое понятие для социальной ответственности бизнеса.
Для большинства ESG — это в основном про возобновляемые ресурсы, что более актуально для компаний из секторов промышленности. Например, для компаний, производящих алюминий, этот стандарт очень важен, чтобы оставить будущим поколениям ресурсы и экологию.
Многие забывают о социальной составляющей этого стандарта. Социальная ответственность бизнеса фокусируется на благополучии сотрудников, их семей и общества в целом. Создание безопасных и благоприятных условий труда, его доступность и равный доступ к ресурсам компании, социальные пакеты для сотрудников, благотворительность — все это и многое другое включает в себя понятие социально ответственного бизнеса.
Более того, это не значит, что компания должна вкладываться в социальный аспект только денежно: участие в волонтерских движениях и их организация, сотрудничество с благотворительными фондами и участие в их событиях, освещение таких инициатив своими ресурсами и привлечение партнеров — также крайне значимая миссия социально ответственных компаний.