Охрана труда для микропредприятий и организаций, где только офисный персонал

Охрана труда для микропредприятий и организаций, где только офисный персонал
Иллюстрация: ООО «Форсайт Капитал»

Когда мы слышим «охрана труда офисных работников», первая реакция — удивление. Ведь офис — это не производство, здесь нет опасных факторов, таких как производственное оборудование, инструмент.

Более того, современные офисы представляют собой технологичные и комфортные пространства, оснащённые всем необходимым — от новейшего оборудования до зон отдыха. Поэтому у многих работодателей, вероятно, даже не возникает мыслей об охране труда в офисе.

Также в своей практике я часто слышу фразу: «у нас микропредприятие, зачем нам охрана труда?»

Давайте разберемся в данном вопросе:

В любой организации будь то малый или крупный бизнес работают ЛЮДИ. Потому никто не застрахован от ошибок, внештатных ситуаций, травм, трудовых споров, обращений сотрудников в надзорные органы и т.д.

Также в соответствии с Трудовым кодексом, работодатель обязан обеспечить безопасность труда, независимо от доходов, количества работников и сферы деятельности компании. Хотя не все требования Трудового кодекса применимы к микропредприятиям и офисным условиям, существуют определенные обязательства, которые должен выполнить каждый работодатель, чтобы избежать штрафов за несоблюдение правил охраны труда, минимизировать риски несчастных случаев и внеплановых проверок.

Инструктаж и обучение для работников микропредприятий.

В микропредприятии можно совместить вводный инструктаж по охране труда и инструктаж на рабочем месте и регистрировать их в одном документе, например, в журнале.

Все виды инструктажей по охране труда, кроме целевого, может проводить специалист по охране труда. Если нет специалиста по ОТ, то обязанности по инструктажам берет на себя руководитель организации, индивидуальный предприниматель или организация, оказывающая услуги по охране труда.

Обучение по охране труда в микропредприятии можно проводить в ходе инструктажа на рабочем месте:

- обучение требованиям охраны труда;

- обучение оказанию первой помощи пострадавшим;

- обучение применению средств СИЗ.

Если в организации есть работы повышенной опасности, то обучайте по общим правилам Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда", а не на инструктаже.

Для проведения проверки знания требований охраны труда разрешается не формировать комиссию на микропредприятии. Достаточно назначить лицо, ответственное за проверку знаний.

Нужно ли проводить инструктажи и обучение по охране труда офисному персоналу?

Работников офиса (за исключением руководителей) можно освободить от первичного, повторного инструктажа и обучения по охране труда. Освободить можно сотрудников, у которых на рабочих местах оптимальные или допустимые условия труда (согласно проведенной СОУТ), а деятельность связана с опасностями от работы с оргтехникой, бытовой техникой и персональными компьютерами.

При этом информацию об опасностях и особенностях безопасного поведения во время работы до освобожденных работников нужно донести на вводном инструктаже. То есть вводный инструктаж проводить нужно обязательно для всех работников в любой компании.

Какие обязанности есть у работодателя в отношении дистанционного работника?

Работодатель дистанционного работника должен:

  • ознакомить дистанционного работника с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, которые он рекомендовал или выдал для работы (ч. 5 ст. 312.3 ТК);
  • расследовать и вести учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний (абз. 17 ч. 2 ст. 214 ТК);
  • выполнять предписания ГИТ и рассматривать представления органов общественного контроля (абз. 20 ч. 2 ст. 214 ТК);
  • обеспечивать обязательное социальное страхование (абз. 21 ч. 2 ст. 214 ТК).

Других обязанностей по охране труда в отношении дистанционных работников у работодателя нет, если иное не предусмотрено трудовым договором или ЛНА компании. 

Специальная оценка условий труда на рабочих местах.

С 1 марта 2023 года действует упрощенный порядок проведения спецоценки для офисных микропредприятий. СОУТ в таких организациях следует проводить с учетом особенностей. Они указаны в приказе Минтруда № 699н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности — субъектов малого предпринимательства (включая работодателей — индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законодательством отнесены к микропредприятиям».

Чтобы провести СОУТ в упрощенном порядке, организация должна вести определенную экономическую деятельность. Микропредприятия попадут под упрощённый порядок если ведут в качестве основного один из следующих видов деятельности:

- разработка компьютерного программного обеспечения и консультации в данной области;

- информационные технологии;

- финансы и страхование;

- операции с недвижимым имуществом;

- право и бухгалтерский учет;

- головные офисы и консультирование по вопросам управления;

- архитектура и инженерно-техническое проектирование, технические испытания, исследования и анализ;

- реклама и исследование конъюнктуры рынка;

- образование;

- библиотеки, архивы, музеи и прочие объекты культуры;

- общественные организации.

Работодатель по упрощенному порядку может провести спецоценку самостоятельно, без привлечения специализированной организации. Как провести СОУТ в упрощенном порядке:

Шаг 1: Создайте комиссию по проведению СОУТ;

Шаг 2: Проведите идентификацию вредных и опасных факторов по проверочному листу, привлеките к этому сотрудников

Шаг 3: Признайте условия труда допустимыми, если вредные и опасные факторы не идентифицированы

Шаг 4: Утвердите проверочный лист

Шаг 5: Заключите договор со специализированной организацией, если вредные и опасные факторы были идентифицированы;

Шаг 6: Ознакомьте работников с проверочным листом

Шаг 7: Заполните декларацию и подайте ее в ГИТ.

На рабочих местах, которые были задекларированы в ГИТ, повторно проводить СОУТ не нужно – ныне результаты СОУТ действуют бессрочно.

Оценка профессиональных рисков.

Каждый работодатель обязан систематически выявлять опасности, оценивать и управлять ими (ст. 218 ТК). Соответственно ОПР также необходимо проводить в микропредприятиях и для офисного персонала.

Инспекторы ГИТ проверяют, проводилась ли оценка профрисков, при внеплановых проверках и расследованиях несчастных случаев. Если оценка не проводилась, организацию оштрафуют по части 1 статьи 5.27.1 КоАП.

Как показывает практика, неблагоприятные события, такие как травматизм, аварии, инциденты, внеплановые проверки по жалобе сотрудника происходят даже в самых малых предприятиях, с самыми обычными сотрудниками и как правило в самый неподходящий момент.

Неподготовленный руководитель, попадая в такие ситуации тратит очень много времени, сил, нервов на разбор сложившихся обстоятельств, зачастую несет значительные траты, а в худшем случае и уголовную ответственность.

Частой причиной внештатных ситуаций является халатность руководителей в вопросах охраны труда, а соответственно и самих работников. При этом коренной причиной происшествий является непонимание важности организации вопросов охраны труда со стороны руководства компании или линейных руководителей.

Удивительно, но факт: формирование позитивной культуры безопасности, соблюдение простейших правил охраны труда помогает создать ответственный и устойчивый бизнес.

Охрана труда для микропредприятий и организаций, где только офисный персонал 1

Вестунг Мария

Директор службы Охраны Труда ООО «Форсайт-Капитал»

+7 (383) 258-48-78

ot@fore-sight.ru

https://fore-sight.ru/personal/

г. Новосибирск, ул. Планетная, 

дом 30, корпус 2а, этаж 4, офис 414

Реклама erid: LjN8JuJAD ООО «Форсайт Капитал» ИНН 5406652670

Самое читаемое
  • Медиана зарплат достигает 139 тыс. руб. Кому работодатели готовы платить больше всего?Медиана зарплат достигает 139 тыс. руб. Кому работодатели готовы платить больше всего?
  • Важный сигнал. Банк России поднял ключевую ставку до 19% годовыхВажный сигнал. Банк России поднял ключевую ставку до 19% годовых
  • Урожайность превышает ожидания: озвучены первые итоги уборочной кампании на УралеУрожайность превышает ожидания: озвучены первые итоги уборочной кампании на Урале
  • Бракоразводный процесс Бакальчуков стартовал. Мужу предъявлены претензии на 27 млрд руб.Бракоразводный процесс Бакальчуков стартовал. Мужу предъявлены претензии на 27 млрд руб.
  • Как соединить бизнес, образование и воспитание. История Языковой Академии TalismanКак соединить бизнес, образование и воспитание. История Языковой Академии Talisman
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.