Экономика, политика, урожайность: как прогнозировать прибыль на рынке готового питания

Экономика, политика, урожайность: как прогнозировать прибыль на рынке готового питания
Иллюстрация: Предоставлено спикером

Говоря о рынке готового питания, тяжело прогнозировать прибыль. Опираясь на растущий спрос, мы строим оптимистичные прогнозы, и все же прибыль остается переменной, которую лучше оценивать постфактум.

Коммерческий директор пищевого производства Mr.Food, выпускающего готовую кулинарию под брендом Creative Kitchen и Cook chart, Ярослав Свободин

— Рынок готового питания в России сегодня стремительно растет. Еще в 2017-2023 гг. среднегодовой прирост в этом сегменте составлял 17%. В 2024 г., по данным исследований компании Infoline, ожидается рекордное увеличение рынка на 38,8%. По прогнозам, к концу текущего года его объем в России составит более 1 трлн руб.

К слову, тенденция эта — мировая. Объем глобального рынка готовых блюд оценивается в 402,90 млрд долларов США в 2024 г. и, как ожидается, достигнет 512,74 млрд долларов США к 2029 г., при этом среднегодовой темп роста составит за указанный период 4,94%. 

На западе сфера продажи готовых блюд в целом более развита, чем в России. Подобную продукцию можно найти и в крупных сетях, и в локальных торговых точках. Там также существуют магазины мини-формата, рассчитанные именно на продажу готовой еды и напитков. Скорее всего в ближайшее время подобные форматы будут распространены и в нашей стране.

На рост популярности готовых блюд влияет множество факторов — экономических и социальных. Основополагающим выступает рост доходов населения и сокращение безработицы. Рост урбанизации и цифровизации, появление цифровых платформ и сервисов доставки еды, которые доступны уже не только в столице, но и во многих городах России, также делают подобную продукцию более востребованной. 

Позитивно влияют на рынок и инновационные технологии в пищевой промышленности, позволяющие обеспечить достаточный срок хранения без применения консервантов, а вместе с тем постоянно разнообразить вкусы, предлагать новые решения в сфере приготовления, сервировки и доставки. 

Еще один фактор — увеличение одиночных домохозяйств, числа людей, которые не готовы долго возиться у плиты, чтобы приготовить одну порцию того или иного блюда.

Играют роль и психологические нюансы. Во многом рост популярности готовой еды определяют и изменения в гендерных стереотипах. В семьях все бытовые обязанности больше не возложены на жену, которая должна быть «хранительницей очага». Для все большего числа женщин не зазорно заказать готовую еду, а свободное время посвятить карьере или саморазвитию.

При этом растет тренд на полезное питание, осознанность при выборе продуктов и чистых составов. А значит, на смену фаст-фуда и консервов должна приходить еда, которая доставляется или разогревается так же быстро, но при этом максимально приближена к домашней, не содержит Е-добавок. Особенно эта тенденция стала явственной во время пандемии COVID-19, когда население массово стало уделять больше внимания здоровью. 

На фоне подобного спроса активно развиваются крупные компании, производящие готовую кулинарию. В последние годы здесь произошла заметная трансформация. Когда интерес покупателей к уже приготовленным блюдам только появился, многие федеральные ритейл-сети и отдельные торговые точки начали открывать собственные цеха. Однако сегодня они все чаще отдают предпочтение поставкам от пищевых производств. Магазинам сложно самостоятельно производить такие объемы продуктов, при этом контролировать их свежесть и безопасность, делать сезонные ротации, поэтому торговые площадки предпочитают делать закупки у лидеров рынка.

Говоря о рынке готового питания, крайне тяжело спрогнозировать прибыль отдельного производителя и всего сегмента в целом. Опираясь на все возрастающий спрос, мы, безусловно, строим оптимистичные прогнозы, и все же прибыль остается той переменной, которую лучше оценивать постфактум.

Например, в 2023 г. прирост объема выручки компании Mr. Food составил 60% по отношению к 2022 г. и 50% по отношению к 2021 г. А выручка двух производственных площадок компании за 2023 г., по данным «СПАРК-Интерфакс», составила 10,8 млрд руб. При этом прибыль остается переменчивой единицей, в том числе у лидеров рынка. Даже от месяца к месяцу можно наблюдать значительные колебания.

Рынок очень непредсказуем: на него влияют экономика, политика, урожайность. Например, такой очевидный фактор, как сезонность. Летом и осенью есть возможность сэкономить на закупках овощей и фруктов. А они составляют значительную часть готовых блюд.

Влияние оказывают и глобальные экономические и социальные процессы. Сегодня производители в России сталкиваются с очень большим дефицитом рабочей силы. Пищевое производство требует высочайших стандартов безопасности, а значит, и к сотрудникам требования высоки. И если компания заинтересована удержать работников и при этом сохранять качество, она должна максимально вкладываться в ФОТ, предлагать сотрудникам другие бонусы: ДМС, жилье, трансфер.

Конечно же, не обходится без форс-мажоров. Производство любых пищевых продуктов завязано на поставках качественного сырья. Именно поэтому наша компания, например, работает напрямую с производителями. Во-первых, это помогает избежать наценок дистрибьюторов, во-вторых, дает гарантии, что мы получим нашу продукцию в известные сроки и в полном объеме. Тем не менее этот процесс все равно нужно постоянно контролировать, так как даже самые надежные поставщики могут по тем или иным причинам подвести.

Самое читаемое
  • Пост гендиректора УГМК вновь занял Андрей КозицынПост гендиректора УГМК вновь занял Андрей Козицын
  • Ритейлер «Лента» меняет название и логотипРитейлер «Лента» меняет название и логотип
  • Михаил Матовников: «Высокая ключевая ставка сработала так, как и должна. Но есть нюансы»Михаил Матовников: «Высокая ключевая ставка сработала так, как и должна. Но есть нюансы»
  • В уральском регионе вводится временное ограничение мобильного интернетаВ уральском регионе вводится временное ограничение мобильного интернета
  • Под Екатеринбургом впервые пройдут крупнейшие соревнования России по гольфуПод Екатеринбургом впервые пройдут крупнейшие соревнования России по гольфу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.