Экономика, политика, урожайность: как прогнозировать прибыль на рынке готового питания
Говоря о рынке готового питания, тяжело прогнозировать прибыль. Опираясь на растущий спрос, мы строим оптимистичные прогнозы, и все же прибыль остается переменной, которую лучше оценивать постфактум.
Коммерческий директор пищевого производства Mr.Food, выпускающего готовую кулинарию под брендом Creative Kitchen и Cook chart, Ярослав Свободин
— Рынок готового питания в России сегодня стремительно растет. Еще в 2017-2023 гг. среднегодовой прирост в этом сегменте составлял 17%. В 2024 г., по данным исследований компании Infoline, ожидается рекордное увеличение рынка на 38,8%. По прогнозам, к концу текущего года его объем в России составит более 1 трлн руб.
К слову, тенденция эта — мировая. Объем глобального рынка готовых блюд оценивается в 402,90 млрд долларов США в 2024 г. и, как ожидается, достигнет 512,74 млрд долларов США к 2029 г., при этом среднегодовой темп роста составит за указанный период 4,94%.
На западе сфера продажи готовых блюд в целом более развита, чем в России. Подобную продукцию можно найти и в крупных сетях, и в локальных торговых точках. Там также существуют магазины мини-формата, рассчитанные именно на продажу готовой еды и напитков. Скорее всего в ближайшее время подобные форматы будут распространены и в нашей стране.
На рост популярности готовых блюд влияет множество факторов — экономических и социальных. Основополагающим выступает рост доходов населения и сокращение безработицы. Рост урбанизации и цифровизации, появление цифровых платформ и сервисов доставки еды, которые доступны уже не только в столице, но и во многих городах России, также делают подобную продукцию более востребованной.
Позитивно влияют на рынок и инновационные технологии в пищевой промышленности, позволяющие обеспечить достаточный срок хранения без применения консервантов, а вместе с тем постоянно разнообразить вкусы, предлагать новые решения в сфере приготовления, сервировки и доставки.
Еще один фактор — увеличение одиночных домохозяйств, числа людей, которые не готовы долго возиться у плиты, чтобы приготовить одну порцию того или иного блюда.
Играют роль и психологические нюансы. Во многом рост популярности готовой еды определяют и изменения в гендерных стереотипах. В семьях все бытовые обязанности больше не возложены на жену, которая должна быть «хранительницей очага». Для все большего числа женщин не зазорно заказать готовую еду, а свободное время посвятить карьере или саморазвитию.
При этом растет тренд на полезное питание, осознанность при выборе продуктов и чистых составов. А значит, на смену фаст-фуда и консервов должна приходить еда, которая доставляется или разогревается так же быстро, но при этом максимально приближена к домашней, не содержит Е-добавок. Особенно эта тенденция стала явственной во время пандемии COVID-19, когда население массово стало уделять больше внимания здоровью.
На фоне подобного спроса активно развиваются крупные компании, производящие готовую кулинарию. В последние годы здесь произошла заметная трансформация. Когда интерес покупателей к уже приготовленным блюдам только появился, многие федеральные ритейл-сети и отдельные торговые точки начали открывать собственные цеха. Однако сегодня они все чаще отдают предпочтение поставкам от пищевых производств. Магазинам сложно самостоятельно производить такие объемы продуктов, при этом контролировать их свежесть и безопасность, делать сезонные ротации, поэтому торговые площадки предпочитают делать закупки у лидеров рынка.
Говоря о рынке готового питания, крайне тяжело спрогнозировать прибыль отдельного производителя и всего сегмента в целом. Опираясь на все возрастающий спрос, мы, безусловно, строим оптимистичные прогнозы, и все же прибыль остается той переменной, которую лучше оценивать постфактум.
Например, в 2023 г. прирост объема выручки компании Mr. Food составил 60% по отношению к 2022 г. и 50% по отношению к 2021 г. А выручка двух производственных площадок компании за 2023 г., по данным «СПАРК-Интерфакс», составила 10,8 млрд руб. При этом прибыль остается переменчивой единицей, в том числе у лидеров рынка. Даже от месяца к месяцу можно наблюдать значительные колебания.
Рынок очень непредсказуем: на него влияют экономика, политика, урожайность. Например, такой очевидный фактор, как сезонность. Летом и осенью есть возможность сэкономить на закупках овощей и фруктов. А они составляют значительную часть готовых блюд.
Влияние оказывают и глобальные экономические и социальные процессы. Сегодня производители в России сталкиваются с очень большим дефицитом рабочей силы. Пищевое производство требует высочайших стандартов безопасности, а значит, и к сотрудникам требования высоки. И если компания заинтересована удержать работников и при этом сохранять качество, она должна максимально вкладываться в ФОТ, предлагать сотрудникам другие бонусы: ДМС, жилье, трансфер.
Конечно же, не обходится без форс-мажоров. Производство любых пищевых продуктов завязано на поставках качественного сырья. Именно поэтому наша компания, например, работает напрямую с производителями. Во-первых, это помогает избежать наценок дистрибьюторов, во-вторых, дает гарантии, что мы получим нашу продукцию в известные сроки и в полном объеме. Тем не менее этот процесс все равно нужно постоянно контролировать, так как даже самые надежные поставщики могут по тем или иным причинам подвести.