Контакт с реальностью. Разумность. Уместность. Баланс. Почему это — ключевые навыки?
«Все технологии и подходы хороши. Проблемы начинаются тогда, когда нет контакта с реальностью, разумности, уместности и баланса в их применении».
Директор «ТСК, лаборатория развития» Татьяна Аржаева
— Погуляем по фундаментальным метанавыкам и разным масштабам — от мелких до глобальных? Кстати, эта статья — на подумать, серьезно подумать. По трем темам и их взаимосвязям.
Без прелюдии — сразу к четырем фундаментальным метанавыкам:
1. Контакт с реальностью.
2. Разумность.
3. Уместность.
4. Баланс.
Проблемы могут быть как с одним из них, так и со всеми. На разных по масштабу примерах.
Пример 1. Стили управления. Всем в радиусе как минимум 500 км будет очень тревожно жить, если на АЭС будет принят либерально-попустительский стиль управления. С учетом важности безопасности (контакт с реальностью) здесь будет разумен и уместен (метанавыки 2 и 3) авторитарный стиль с элементами тоталитарного (баланс) и небольшими элементами демократического (баланс).
Но если применить это в отношении креативного агентства, которое специализируется на разработке оригинальных идей для рекламных кампаний, то есть большая вероятность, что в этом случае будут большие проблемы с креативностью.
Пример 2. Позитивное мышление. Сначала — определения. Позитивное мышление к розовым очкам и розовым иллюзиям не имеет никакого отношения. Позитивное мышление — это четкий контакт с реальностью и видение в ней возможностей, а розовые очки — это игнорирование реальности и витание в розовых облачках (все хорошо, прекрасная маркиза).
Теперь истории. Позитивное мышление не поможет терапевту провести качественный прием за 12 минут. Но находиться в розовых очках на эту тему можно, особенно если представить, что врач сочетает в себе функции рентгена, МРТ, УЗИ и ясновидящего, а еще у него восемь рук. Позитивное мышление не поможет создать постоянную команду, если материальная мотивация отличается от экономических реалий в 1,5 и более раз, даже в социалистической стране, не говоря о капиталистической. Но розовые очки будут убеждать проводить тренинги по командообразованию для руководителей.
Пример 3. Scrum, agile. Прекрасные подходы, если к ним применить все четыре метанавыка, но отвратительны, если их не использовать.
История. Программисты работают над задачами, которые по длительности составляют от трех недель. Но спринты проходят через каждые две недели. В итоге у команды — постоянное разочарование и упадническое настроение. А подходы-то — гибкие.
Пример 4. Ценность школьного и вузовского образования. Многие говорят, что Джобс и Цукерберг бросили вуз (на русский манер), значит, не сильно-то оно и нужно. Да, они бросили. А Дуров закончил. Но вопрос не в этом. Вопрос в том, что вряд ли те, кто приводит этих людей в пример, обладают их гениальностью или хотя бы какой-то ее частью.
Индия и Китай. В каждой стране более, чем по 1,5 млрд людей. Даже если они качественно обучат всего 10% своего населения, то они уже нам составят конкуренцию в технологиях во всех сферах. У них на сегодня образованных людей больше, чем 10%, весьма больше. Это означает, что там, где они не возьмут качеством и гениальностью, возьмут количеством. За какими странами технологическое будущее, прорывы и достижения? Мы не можем конкурировать с таким количеством. Нас на самой большой территории в мире бегает всего 146 млн человек (183 место из 194 по плотности населения), да еще демографический кризис.
Роль качественного образования — стратегический и критический фактор успеха. Вряд ли мы хотели бы упасть на уровень некоторых африканских стран или Афганистана.
Пример 5. Технологии и интегративная эпоха. Посмотрите вокруг себя прямо сейчас, где бы вы ни находились. Огромное количество вещей, технологий, которые вас окружают, существует максимум 100 лет. Как минимум это надо обслуживать, чтобы не развалилось, как максимум — создавать условия для дальнейшего прогресса, технологического лидерства.
Причем тут интегративная эпоха? Все просто. Настоящее и будущее — на стыке и синтезе предметов, видов деятельности, технологий, а не на узкой специализации (даже для нее уже сейчас нужен синтез и интеграция) и пр. Поэтому все предметы в школе важны. Когда создавалась система советского образования, она создавалась для обеспечения долгосрочного преимущества, а не только для решения краткосрочных задач.
Так что, если есть вопрос о том, зачем нужны те или иные предметы в школе, вузе, то это означает, что есть проблема со всеми четырьмя метанавыками.
Продолжим гулять? Поговорим о мышлении?
1. Наглядно-действенное, конкретное (характерно для дошкольного возраста);
2. Наглядно-образное (характерно для младшего школьного);
3. Логическо-абстрактное мышление (начинает развиваться с 7-8 лет и характерно для юношеского, взрослого возраста, в идеале — зрелого, но тут уже зависит от здоровья человека).
А теперь — про обучение с учетом этих видов мышления в простой метафоре:
1. Стучи молотком, как я, повторяй за мной, можем поиграть для этого, чтобы было интересней (система наставничества при обучении персонала);
2. Стучи, как на картинке (инструкция в картинках), поэтому много картинок для дошкольников и младших школьников;
3. Стучи на основе инструкции в текстовом формате (поэтому в старшей школе картинок почти нет).
Теперь вопрос: какие сотрудники, руководители, и с каким мышлением нужны?
Вспомним о том, что у нас глобально есть три вида деятельности: физический труд, интеллектуальный труд и смешанный.
Для первого наглядно-действенное, конкретное и наглядно-образное необходимо, а логическо-абстрактное — классный бонус, который делает сотрудника перспективным, и его можно включать в кадровый резерв. Для второго — логическо-абстрактное, и хорошо бы еще с прокачанными метанавыками.
А что на самом деле в большинстве случаев развивают в системе взрослого обучения? К чему многие руководители и собственники взывают, глядя на свои команды, называя их детским садом? А разве «взрослый детский сад» способен решить серьезные задачи, которые стоят перед любой организацией — коммерческой и государственной, особенно в текущий и предстоящий период?
Технологии развития из всех трех видов мышления, конечно, можно использовать, вопрос контакта с реальностью, разумности, уместности и баланса.
Пример 6. Падение прибыли — это серьезно или шутка? У компании показатели по прибыли снижаются быстро, и надо их удержать на нормативном уровне и подготовить базу для роста. Как решить этот вопрос? Тренинг — игра. Но вряд ли собственника в дальнейший период снижения показателей будет утешать мысль «зато успели поиграть».
Пример 7. Многоуровневый колл-центр с большой текучкой персонала, с зашкаливающими показателями по недовольству клиентов. Клиент задал три вопроса, оператор ответил на 1,5. Клиент несколько раз повторил вопросы, но вновь и вновь получал ответ на 1,5. Через несколько попыток клиент достучался и оператор ответил на 2. Клиент не выдержал и перешел в эмоциональное наступление, используя грубость.
На что оператор выдал: «Если вы продолжите нецензурно выражаться, то мы напишем на вас заявление в правоохранительные органы». Клиент был с юмором, смекнул, что на каждую рыбу найдется более крупная, и ответил: «А я обращусь к высшим силам, и, если вы не ответите на мой третий вопрос, прокляну вас до 7 колена». Испугался оператор. На третий вопрос так и не ответил, перевел на другого специалиста. В итоге сам клиент написал жалобу в прокуратуру, которую последняя передала в колл-центр компании.
Как решить эти ситуации? Конечно же — тренинг-практика! А что собираемся практиковать без анализа и новых знаний? То же самое, что и делаем. А смысл тогда в тренинге? Можно и без него продолжить танцевать с граблями. Знания, умения, навыки — это пирамида, в основании которой находятся знания, а на вершине —навыки. Если хочется расширить навыки, сначала надо расширить знания, затем умения. Это осознанное и эффективное обучение. Если же мы меняем местами (умения, навыки, знания или умения, знания, навыки), то в большинстве случаев получается ерунда, особенно если речь идет про интеллектуальный труд. То есть такая схема может работать только для низкоквалифицированного физического труда.
Но знания, они же теория, у нас обесценены. Однако, что такое теория?
Теория — это структурированная практика огромного количества людей за всю историю человечества + прогнозы, гипотезы и эксперименты (желательно успешные). Практика без теории для достижения результата требует огромного количества времени, а человеческая жизнь значительно короче.
Пример 8. Врач-хирург, без знания теории, но готов к практике. Представили себе такого специалиста? Готовы к нему пойти? Вряд ли. Но в бизнесе, в управлении, именно так и поступаем.
Последняя тема. Желания и волевая сфера. То есть хочу и должен. Как много у нас в последние годы говорится о важности понимания своих желаний и их реализации? Это реально важно по очень многим аспектам. Вспоминаем о том, что в вопросе желаний и воли так же полезен контакт с реальностью, разумность, уместность и баланс. Что такое волевая сфера по-простому? Способность прикладывать, когда необходимо, усилия. Важный момент: человек мощно развивается именно тогда, когда прикладывает усилия, то есть прокачивает свою волю, силу воли, делает то, что должен/надо.
Пример 9. Малыш и мать. Мама ночью хочет спать, а малыш захотел поесть — что победит у мамы? Желание спать или забота (должно) о своем ребенке? С точки зрения морально-нравственных качеств было бы хорошо, чтобы второе. Потребуется ей сила воли, чтобы проснуться и накормить? Конечно.
Пример 10. Управляющая компания, ее директор и план. Эффективное управление многоквартирными домами и территориями требует как минимум годового планирования, в среднем на лет 5-10, а как максимум — на «период жизни дома, его срока службы». Но директор говорит: «Не хочу планировать». А то, что жильцы домов уже бьют в колокола от последствий такого управления, его не смущает, это ведь больные, неадекватные люди.
P.S. Все технологии и подходы хороши. Проблемы начинаются тогда, когда нет контакта с реальностью, разумности, уместности и баланса в их применении.