Вдвое меньше жалоб стало на навязывание услуг и продуктов в финансовых организациях
За 9 мес. 2024 г. жители региона направили в Банк России 82 жалобы на навязывание дополнительных услуг и продуктов при обращении в банки, микрофинансовые организации и страховые компании.
Это, по данным регулятора, более чем в два раза меньше по сравнению с таким же периодом прошлого года. Жалоб на мисселинг — когда под видом одного продукта продается другой, не поступило ни одной (год назад — 37 обращений).
Чаще всего новосибирцы сталкивались с навязыванием, когда обращались в банки за потребительским кредитом. Таких жалоб с января по сентябрь этого года было 28, что в два раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В шести обращениях жители Новосибирской области сообщили, что им навязывали дополнительные услуги при оформлении ипотеки. Девять жалоб (на одну больше, чем в прошлом году) поступило на навязывание, когда новосибирцы брали автокредиты.
Банк России все чаще выявляет недобросовестные практики при автокредитовании в ходе контрольных закупок или проверок. Например, когда при покупке машины в кредит или при подключении каких-то платных услуг клиенту делают скидку на авто. Однако, если человек досрочно закроет долг или откажется от дополнительных опций в течение «периода охлаждения», с него продавец будет требовать вернуть предоставленную скидку. Часто клиент об этих условиях не знает и остается должен за машину, за которую вроде бы полностью рассчитался. Нарушается право человека на досрочное погашение кредита и на отказ от ненужных услуг. Рекомендую новосибирцам при покупке авто внимательно изучать все условия, не стесняться задавать менеджерам вопросы, чтобы выгодная сделка не обернулась дополнительными тратами, — отметила первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Марина Асаралиева.
Она также напомнила, что с 21 января этого года «период охлаждения» для услуг, страховок и иных продуктов и работ, проданных вместе с кредитом или займом, вырос в два раза, до 30 дней. У людей теперь есть больше времени, чтобы хорошо обдумать необходимость подключенных дополнительных опций и их целесообразность. Отказаться от них и вернуть деньги в этот срок можно без каких-либо санкций. Исключение — если услуга фактически оказана, например, реализовался страховой риск. Кредитор обязан направить заемщику уведомление о его праве отказаться от услуги (работы, товара) с предельной датой для отказа и о том, как изменятся после этого условия кредитного договора.