Бейдевиндом к успеху. Как в Новосибирске производят яхты
Развивать в детях любовь к яхтенному спорту — именно такая мотивация была у разработчиков яхт RX1 в Новосибирске. Казалось бы, где Сибирь, а где море? Однако это никому не помешало.
Новосибирск хоть и не приморский город, но все же здесь есть свое Сибирское море, которое рождает в мальчиках мечты, как у героев повестей Владислава Крапивина: ходить под парусом, укрощая ветер и волны. Вот и герои этого репортажа — как крапивинские Славка и Тим — несмотря на суровость сибирского бизнеса, решили добавить в свою деятельность немного морской романтики и заняться производством яхт для детского спорта.
Разработчики яхт RX1 компании «Рост Проект» Евгений Хромов и Марк Рубинов рассказали «Деловому кварталу», что познакомились с яхтенным спортом 13 лет назад и очень его полюбили. А так как, будучи бизнесменами, они обладали множеством компетенций в области производства, то легко пришли к решению заняться выпуском яхт, тем более геополитическая атмосфера благоволила: в условиях санкций российским спортивным школам стало сложно покупать удобные для детского спорта европейские яхты, а значит, выход — заняться их производством здесь. Партнером стал Александр Рубинов — генеральный директор предприятия «ПолиТим», на площадке которого и выпускаются сибирские яхты.
Расскажите, как вы решились на такое производство? Казалось бы, яхты не самое очевидное, чем можно бы заняться в Сибири.
Евгений Хромов. Так как на протяжении 30 лет мы с моим другом и партнером Марком занимаемся разными видами производств в области переработки пластмасс и металлообработки и у нас есть огромный опыт организации производственных процессов, нам не составило труда два года назад запустить производство яхт.
Это сложный процесс, и ,чтобы «не изобретать велосипед», мы обратились в Федерацию парусного спорта, с которой много лет до этого сотрудничали: попросили подсказать нам, какая лодка была бы самой востребованной у детских спортивных школ. Они рассказали, что есть английский швертбот, известный во всем мире, на нем проводят чемпионаты мира, а у нас такой лодки нет, и именно ее очень не хватает детям.
Марк начал совместно с инженерами разрабатывать форму, что заняло примерно полгода. Мы получили рассчитанную математическую модель формы и начали ее изготавливать, а затем тестировать. Получилось не с первого раза, но осенью прошлого года мы произвели первый прототип, который спустили на воду. Так мы запустили производство, но продолжали вести доработку и техническое дооснащение лодок.
В начале нового сезона мы отдали наши лодки детям двух новосибирских ДЮСШ с просьбой поделиться впечатлениями. После этого запустили новый процесс: каждую неделю получали от них обратную связь и видеоотчеты, чтобы понимать, какие доработки необходимы. В оперативном режиме ежедневного взаимодействия с ними мы доделали лодку и провели на ней первые соревнования. Теперь мы начинаем выводить ее на рынок.
Сколько стоит такая яхта?
Е.Х. Так как мы уже много лет в бизнесе и у нас много партнеров в разных городах России, мы разработали специальную программу, в рамках которой мы вместе с партнерами компенсируем школам затраты, и при стоимости яхты в 300 тыс. руб. школа платит примерно 100 тыс. руб.
То есть ваша основная целевая аудитория — школы?
Е.Х. Да, по сути, основное предназначение этой лодки — именно обучение. Сейчас на рынке представлены модели, которые были изобретены в 60-70-х годах прошлого века, и с тех пор они просто эволюционно чуть-чуть совершенствуются, но ничего принципиально нового не появляется. Та лодка, которую делаем мы, была изобретена в середине 2010-х и за короткое время завоевала популярность во всем мире. И тот отклик, который мы получаем от тренеров, говорит о том, что мы попали в точку: не хватает именно этой модели лодки, потому что она позволяет ребенку повысить уровень, перейти от подросткового спорта к взрослому. Суть в этом.
А на чем тогда зарабатывать?
Марк Рубинов. Этот проект — долгоиграющий, и если посмотреть на десятилетнюю перспективу, то мы думаем, что заполоним нашими лодками всю Россию от Калининграда до Находки. Просто сейчас такой этап продвижения, когда мы сознательно идем на то, чтобы сделать ее массовой во всех точках страны, а потом уже, когда будет тысяча таких лодок, будем думать о коммерческой составляющей. Имея диверсифицированный бизнес, мы можем себе это позволить.
По большому счету, это проект для души. Когда мы познакомились с яхтенным спортом, то были удивлены, в каком плачевном состоянии находятся детские парусные школы. Идея в этом и заключалась — сделать яхтенный спорт массовым. А для этого юные спортсмены должны получать удовольствие от занятий.
Кроме того, мы планируем выпускать и другие продукты. Эта лодка — самая маленькая из того ряда, который мы предполагаем делать. Она предназначена для спортсменов от 7 до 14 лет весом от 30 до 60 кг. Но в перспективе мы планируем каждый год выдавать по новому продукту, и следующий — это уже катамаран для взрослых. И это уже более прибыльная история.
Кроме вас этого никто не делает?
М.Р. В России такого класса лодки не выпускает никто. Здесь еще важно отметить, что существует несколько технологий их производства. Традиционный продукт на рынке — это композитные лодки — как папье-маше, процесс их производства неэкологичный, очень долгий и дорогой. Технология, которую используем мы, в разы дешевле и в разы надежнее. Потому что та лодка, которая сделана композитным способом, сложно и долго ремонтируется, а у нас за счет того, что полиэтилен — достаточно гибкий материал, можно совершать разные действия в процессе обучения и не получать серьезных повреждений. Поэтому такая лодка — практичная и максимально экологичная, так как мы используем для производства пищевой полиэтилен. За счет этого яхта еще и ремонтопригодна. И главное: из-за того, что на ее производство тратится значительно меньше времени, она дешевле. В Европе до определенного размера лодки делают именно таким способом, потому что он простой, эффективный и максимально быстрый.
Мы предлагаем полный комплект лодки с необходимыми деталями и опциями (порядка 40 комплектующих в одной лодке, и все это производится в России).
Кто ваши покупатели, какова география?
М.Р. Сейчас мы уже отправляем лодки в Великий Новгород — там ими очень заинтересовалась Школа олимпийского резерва, и сейчас идет процесс производства именно для них. В Геленджике, Находке и на Сахалине тоже уже рассматривают возможность приобрести нашу лодку.
Какой объем производства у вас сейчас?
Александр Рубин. Сейчас мы можем производить десять корпусов в сутки. Но есть ресурсы для значительного расширения.
Как строится процесс производства?
А.Р. Сначала мы подготавливаем сырье, которое, можно сказать, делаем сами. Так как сырье, продающееся на рынке, для этой задачи не подходит, мы делаем так называемый компаунд, он перемалывается в порошок, который засыпается в алюминиевую форму — она закрывается и уезжает в печь. Там полимер расплавляется, растекается по стенкам формы, далее форма выезжает из печи, и происходит процесс охлаждения, в результате которого сформировавшееся внутри изделие дает усадку, тем самым отлипая от стенок. Благодаря этому каждое изделие геометрически повторяет предыдущее, это позволяет сделать единый флот лодок. Далее изделие извлекается, помещается в кондуктор, чтобы сохранить геометрию. После этого цельный бесшовный корпус готов, и происходит его докомплектация. В производстве применяется метод ротационного формования, за счет которого лодка имеет цельнолитой корпус. Длина яхты составляет 2,87 м, ширина — 1,23 м.
Что еще вы делаете на предприятии?
А.Р. Мы здесь перерабатываем примерно 1000 т полимера в год, в самые активные месяцы — до 4 т в сутки. Поэтому я считаю, что мы способны делать большое количество корпусов, ведь корпус весит 40 кг, а мы перерабатываем 4 т в сутки. Мы специализируемся на производстве крупногабаритных полимерных изделий. Это емкости, которые применяются для сельского хозяйства, для производств. Также делаем системы канализации. Есть и производство мебели. Реализуем уникальные проекты для отдельных компаний, например, топливные баки для комбайнов и тракторов. Делаем понтон для волновых заграждений для защиты водного периметра атомных электростанций. Также мы первыми в мире сделали электропроводный полимер. Есть производство купелей и оснастки.
Спектр изделий широк, и нам нравится решать подобные сложные технические задачи, какие нам предложили партнеры RX Sailing. У нас есть свое конструкторское бюро, поэтому в таких амбициозных проектах мы можем участвовать и своими компетенциями.
А ваша география насколько широка, и насколько плотное конкурентное поле?
А.Р. В Новосибирске мы работаем с 2012 г. В 2021 г. открыли завод в Новочеркасске Ростовской области. Заказчики в основном из России, также работаем с Казахстаном в сфере сельского хозяйства. Конкурентное поле достаточно насыщенное — конкуренты есть, они появляются и развиваются, но таких сложных продуктов — единицы.
Фоторепортаж Егора Тиммермана