Доля приобретаемых в лизинг грузовиков может снизиться в этом году на 60%

Доля приобретаемых в лизинг грузовиков может снизиться в этом году на 60%
Автор фото: Brian Stalter. Иллюстрация: https://unsplash.com/

Основная причина — резкое увеличение лизинговых ставок. Показатель в 2025-м продолжит расти и может достигнуть 29-30%, считают эксперты.

Кроме того, в стремлении сократить количество выданных продуктов на объем капитала банки продолжат повышать размер надбавок по лизинговым договорам. На фоне резкого падения рентабельности компании будут вынуждены ограничить обновление и пополнение автопарков, что может привести снижению количества доступной техники по всей стране. Такие прогнозы приводятся в обзоре ПЭК, подготовленном совместно с «АвтоГрузЭкс» и Dentro. 

По данным финансового директора ПЭК Романа Ромашевского, за январь-ноябрь доля лизинга при покупке грузовой техники в России снизилась на 21%, до 61 тыс. ТС, в следующем году может упасть еще на 60% год к году, до 38 тыс. единиц.

Основная причина — повышение лизинговых платежей в сегменте грузовой техники на четверть год к году, до 26-27%. Одновременно с ростом ключевой ставки увеличились и банковские надбавки к ней — на 3% год к году.

Несмотря на то, что 20 декабря 2024 года Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 21%, в перспективе многие финансовые организации ожидают дальнейшего увеличения показателя и поэтому фиксируют надбавку в 5-6% в лизинговых договорах на несколько лет вперед, — подчеркнул Ромашевский. 

Кроме того, чтобы вернуть перегретую экономику в равновесное состояние, Банк России усиливает требования к выдаче кредитов, лизинговых и других финансовых продуктов, отметил эксперт:

ЦБ увеличивает макропруденциальные надбавки для финансирования лизингодателей и, регулируя объем выдачи кредитов, напрямую влияет на уровень ставок. Основная задача — сократить количество выданных финансовых продуктов на тот же объем капитала и при этом повысить их доходность. Результат — повышение чистой прибыли банков по всей России и наращивание капитала на будущий год.

По данным обзора, к декабрю-2024 среднемесячный лизинговый платеж вырос на 40%, до 317 тыс. руб. на один грузовой автомобиль.

Итоговая стоимость сцепки (тягач и полуприцеп) с учетом лизинговых платежей на 48 месяцев увеличилась на 6%, до 14,1 млн руб., — сообщил операционный директор Dentro Илез Хамурзиев. 

В 2025 г. Роман Ромашевский прогнозирует увеличение лизинговой ставки до 29-30%, а в реальном выражении среднемесячный лизинговый платеж на один автомобиль достигнет 360 тыс. руб. По мнению Илеза Хамурзиева, стоимость сцепки к этому моменту может достигнуть 25 млн руб.:

В таких условиях перевозчикам не выгодно приобретать новую технику, поэтому компании вынуждены ограничивать обновление и пополнение автопарков. 

Финансовый директор ПЭК добавил, что на фоне резкого роста ставок компании будут обновлять технику преимущественно за счет собственных средств. Вслед за этим доля лизинга в структуре продаж грузовиков снизится до рекордных 53%, для сравнения — ранее наиболее низкий показатель за пять лет был зафиксирован в 2019 г. на уровне 68%. 

Чтобы снизить финансовую нагрузку на перевозчиков в 2025 г., правительство РФ выделит 9,7 млрд руб. на продление программы льготного лизинга для отечественной техники. Компании смогут заключить лизинговый договор на использование беспилотных магистральных тягачей с субсидией в размере 49%. Авансовый платеж на остальные отечественные автомобили бизнес снизит на 10%, что позволит сократить затраты перевозчиков на приобретение техники в 2025 г., а значит, будет способствовать пополнению и обновлению автопарков в России, отметил президент «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов:

Однако с учетом нехватки отечественных тягачей на российском рынке и резкого роста утильсбора на иностранную технику (с октября на 75-80% год к году), этого недостаточно.

Эксперт подчеркнул: на фоне резкого роста затрат на закупку техники, повышения уровня оплаты труда сотрудников, снижения тарифов (на 8,8% год к году за январь-ноябрь, по данным ATI.SU) и развития недобросовестной конкуренции на рынке, рентабельность компаний снизилась на 10% год к году. Перевозчики вынуждены ограничивать свое развитие. По данным НАПИ, в этом году порядка 17,5 тыс. грузовых автомобилей, взятых в лизинг, были досрочно возвращены в сток.

Чтобы избежать нехватки транспортных средств для доставки грузов, важно разработать дополнительные меры, которые позволят снизить финансовую нагрузку на перевозчиков. На на данный момент «АвтоГрузЭкс» готовит предложения совместно с государственными органами и бизнес-сообществом, — резюмировал Вадим Филатов.

Самое читаемое
  • Аграриям начали отказывать в льготных кредитах. Первым стал СбербанкАграриям начали отказывать в льготных кредитах. Первым стал Сбербанк
  • Торговый центр «Дирижабль» снесут, чтобы построить жилой кварталТорговый центр «Дирижабль» снесут, чтобы построить жилой квартал
  • От майонезной картинки до полного метра со звездами. Путь режиссера Ивана СоснинаОт майонезной картинки до полного метра со звездами. Путь режиссера Ивана Соснина
  • Застройщик «Астон» лишился собственности на землю под жилой «свечкой» в 32 этажаЗастройщик «Астон» лишился собственности на землю под жилой «свечкой» в 32 этажа
  • 14 января в Екатеринбурге стартует фестиваль Аутентичной Уральской Кухни14 января в Екатеринбурге стартует фестиваль Аутентичной Уральской Кухни
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.