Доля приобретаемых в лизинг грузовиков может снизиться в этом году на 60%

Доля приобретаемых в лизинг грузовиков может снизиться в этом году на 60%
Автор фото: Brian Stalter. Иллюстрация: https://unsplash.com/

Основная причина — резкое увеличение лизинговых ставок. Показатель в 2025-м продолжит расти и может достигнуть 29-30%, считают эксперты.

Кроме того, в стремлении сократить количество выданных продуктов на объем капитала банки продолжат повышать размер надбавок по лизинговым договорам. На фоне резкого падения рентабельности компании будут вынуждены ограничить обновление и пополнение автопарков, что может привести снижению количества доступной техники по всей стране. Такие прогнозы приводятся в обзоре ПЭК, подготовленном совместно с «АвтоГрузЭкс» и Dentro. 

По данным финансового директора ПЭК Романа Ромашевского, за январь-ноябрь доля лизинга при покупке грузовой техники в России снизилась на 21%, до 61 тыс. ТС, в следующем году может упасть еще на 60% год к году, до 38 тыс. единиц.

Основная причина — повышение лизинговых платежей в сегменте грузовой техники на четверть год к году, до 26-27%. Одновременно с ростом ключевой ставки увеличились и банковские надбавки к ней — на 3% год к году.

Несмотря на то, что 20 декабря 2024 года Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 21%, в перспективе многие финансовые организации ожидают дальнейшего увеличения показателя и поэтому фиксируют надбавку в 5-6% в лизинговых договорах на несколько лет вперед, — подчеркнул Ромашевский. 

Кроме того, чтобы вернуть перегретую экономику в равновесное состояние, Банк России усиливает требования к выдаче кредитов, лизинговых и других финансовых продуктов, отметил эксперт:

ЦБ увеличивает макропруденциальные надбавки для финансирования лизингодателей и, регулируя объем выдачи кредитов, напрямую влияет на уровень ставок. Основная задача — сократить количество выданных финансовых продуктов на тот же объем капитала и при этом повысить их доходность. Результат — повышение чистой прибыли банков по всей России и наращивание капитала на будущий год.

По данным обзора, к декабрю-2024 среднемесячный лизинговый платеж вырос на 40%, до 317 тыс. руб. на один грузовой автомобиль.

Итоговая стоимость сцепки (тягач и полуприцеп) с учетом лизинговых платежей на 48 месяцев увеличилась на 6%, до 14,1 млн руб., — сообщил операционный директор Dentro Илез Хамурзиев. 

В 2025 г. Роман Ромашевский прогнозирует увеличение лизинговой ставки до 29-30%, а в реальном выражении среднемесячный лизинговый платеж на один автомобиль достигнет 360 тыс. руб. По мнению Илеза Хамурзиева, стоимость сцепки к этому моменту может достигнуть 25 млн руб.:

В таких условиях перевозчикам не выгодно приобретать новую технику, поэтому компании вынуждены ограничивать обновление и пополнение автопарков. 

Финансовый директор ПЭК добавил, что на фоне резкого роста ставок компании будут обновлять технику преимущественно за счет собственных средств. Вслед за этим доля лизинга в структуре продаж грузовиков снизится до рекордных 53%, для сравнения — ранее наиболее низкий показатель за пять лет был зафиксирован в 2019 г. на уровне 68%. 

Чтобы снизить финансовую нагрузку на перевозчиков в 2025 г., правительство РФ выделит 9,7 млрд руб. на продление программы льготного лизинга для отечественной техники. Компании смогут заключить лизинговый договор на использование беспилотных магистральных тягачей с субсидией в размере 49%. Авансовый платеж на остальные отечественные автомобили бизнес снизит на 10%, что позволит сократить затраты перевозчиков на приобретение техники в 2025 г., а значит, будет способствовать пополнению и обновлению автопарков в России, отметил президент «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов:

Однако с учетом нехватки отечественных тягачей на российском рынке и резкого роста утильсбора на иностранную технику (с октября на 75-80% год к году), этого недостаточно.

Эксперт подчеркнул: на фоне резкого роста затрат на закупку техники, повышения уровня оплаты труда сотрудников, снижения тарифов (на 8,8% год к году за январь-ноябрь, по данным ATI.SU) и развития недобросовестной конкуренции на рынке, рентабельность компаний снизилась на 10% год к году. Перевозчики вынуждены ограничивать свое развитие. По данным НАПИ, в этом году порядка 17,5 тыс. грузовых автомобилей, взятых в лизинг, были досрочно возвращены в сток.

Чтобы избежать нехватки транспортных средств для доставки грузов, важно разработать дополнительные меры, которые позволят снизить финансовую нагрузку на перевозчиков. На на данный момент «АвтоГрузЭкс» готовит предложения совместно с государственными органами и бизнес-сообществом, — резюмировал Вадим Филатов.

Самое читаемое
  • Пост гендиректора УГМК вновь занял Андрей КозицынПост гендиректора УГМК вновь занял Андрей Козицын
  • Ритейлер «Лента» меняет название и логотипРитейлер «Лента» меняет название и логотип
  • Из-за сбоя в информсистемах «Аэрофлот» массово отменяет рейсыИз-за сбоя в информсистемах «Аэрофлот» массово отменяет рейсы
  • Под Екатеринбургом впервые пройдут крупнейшие соревнования России по гольфуПод Екатеринбургом впервые пройдут крупнейшие соревнования России по гольфу
  • В уральском регионе вводится временное ограничение мобильного интернетаВ уральском регионе вводится временное ограничение мобильного интернета
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.