800 раз пожаловались новосибирцы на кибермошенников за прошлый год

По данным Банка России, за 2024 г. от жителей Новосибирской области поступило почти 800 жалоб, в которых они сообщали о кибермошенничестве. Это в 1,6 раз больше, чем было годом ранее.
Мошенникам удавалось обнулять банковские счета новосибирцев, набирать микрозаймы и кредиты, обманывать с помощью социальной инженерии. 80% всех жалоб касались банковских операций. Люди сообщали, что мошенники без их ведома оформляли на них кредиты, использовали персональные данные, применяли методы социальной инженерии.
Высокая активность кибермошенников привела к росту числа жалоб, связанных с блокировкой банками переводов и счетов. Если банк понимает, что человек использует счет для вывода и обналичивания похищенных денег, то обязан заблокировать его банковские карты и доступ к онлайн-банкингу. Кроме того, если человек пытается сделать перевод на счет, который содержится в базе данных Банка России о случаях и попытках мошеннических операций, то такой перевод «замораживается» на два дня. Часто человек под воздействием мошенников настаивает на совершении операции, пишет жалобы. Банк и в этом случае не разрешит перевод. Все это сделано для того, чтобы была возможность вывести людей из-под давления мошенников и спасти их накопления, — отметила первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Марина Асаралиева.
Больше 100 жалоб поступило от жителей региона, на которых кибермошенники оформили микрозаймы или пытались это сделать. Используя разные легенды и приемы убеждения, мошенники открывали на их имя личные кабинеты на сайтах микрофинансовых организаций и набирали займы. Часто о своих долгах люди узнавали уже от служб взыскания просроченной задолженности.
С 1 марта жители Новосибирской области, как и всей страны, смогут на портале «Госуслуги» установить самозапрет на кредиты и займы в своей кредитной истории, а уже с 1 сентября такая возможность будет и в любом МФЦ. Это защитит людей от ситуаций, когда мошенники не только похищают имеющиеся накопления, но и набирают долги.
Оставшаяся часть жалоб новосибирцев, связанных с мошенничеством, касалась более узких ситуаций. Например, люди сообщали о доступе мошенников к личному кабинету финансовой организации с помощью взломанной учетной записи Госуслуг или о фишинге.