«Мой продукт нужен людям, и эта мысль не дает бросить начатое»

На фото — Елена Колотилкина
На фото — Елена Колотилкина. Автор фото: Елена Бородихина. Иллюстрация: Предоставлено спикером

«Понятно, что все мы люди и можем порой позволить себе вредную вкусняшку, но когда ешь что-то на постоянной основе, оно должно быть хорошего качества».

Практикующий врач превентивной медицины, диетолог и нутрициолог, предпринимательница Елена Колотилкина вместе с коллегой гинекологом-эндокринологом, врачом превентивной антивозрастной медицины Натальей Киденко создали полезный кето-шоколад. Он разрешен при любых протоколах питания, беременным, диабетикам, маленьким детям и людям с непереносимостью лактозы. Сейчас это, хоть и очень небольшой, но работающий и отлаженный бизнес с клиентами не только в Новосибирске, но и других городах страны. Елена Колотилкина рассказала «Деловому кварталу», как трудно начинать свое дело с нуля, когда нет ни опыта, ни необходимых знаний, что помогает продолжать дальше, когда опускаются руки, и что может быть важнее прибыли.

Как пришла в голову идея делать такой необычный продукт?

«Мой продукт нужен людям, и эта мысль не дает бросить начатое»

 1

— Я давно заметила: когда на приемах мы запрещали пациентам есть сладкое, у них становились очень грустные глаза. Мы тогда с моей коллегой Натальей Киденко, с которой работали в одной клинике, учились в Международном институте интегративной превентивной и антивозрастной медицины PreventAge. А такая медицина предполагает соблюдение определенного протокола питания, откуда убираются продукты-триггеры, в том числе сладкое, плохие жиры, фастфуд — то, что люди едят в обычной жизни. Мне захотелось как-то облегчить жизнь мои пациентам. И вот тогда, более пяти лет назад, Наталья предложила мне придумать и сделать что-нибудь сладкое, но при этом полезное.

Сначала была идея делать печенье или тортики. Мы отработали несколько разных рецептов тортов: они были вкусные, но дальше тестов дело не пошло, так как оказалось, что это скоропортящийся продукт. После этого возникла идея сделать именно шоколад — из хороших ингредиентов и который можно есть всем без угрызения совести. Мы начали поиск кондитера, который помог бы нам воплотить эту идею в жизнь. Я говорила, какие ингредиенты должны быть в составе, кондитер все замешивал и изготавливал, мы — дегустировали. Так родилась первая линейка «ШокДок» на несколько позиций. Про идею названия. Мы были так горды, что мы, доктора, делаем бизнес, что решили отливать шоколад в виде «пилюлек». А само название «ШокДок» — это шоколад, созданный докторами. В прошлом году я зарегистрировала наш торговый знак.

Что было самое трудное, с чем пришлось столкнуться на старте своего дела?

— Сложно было найти нужные ингредиенты и место, где продукция будет производиться. Это самые основные моменты — базовые, наверное, для любого производителя. Но у нас, ни у меня, ни у соратницы моей Натальи, ни у нашего кондитера, так как она сама была самоучка, не было этих базовых знаний. Мы не знали, где искать место для производства, какие должны быть сертификаты, как продавать нашу продукцию. А когда мы пришли регистрировать фирму, то даже не понимали, как это лучше сделать — на самозанятого, ООО или ИП. Просто два врача, которые в бизнесе ничего не смыслят. Конечно, мозг разрывался. Нужно было писать СТО, декларацию соответствия, подавать документы. А так как не у кого было спросить, то все это мы узнавали буквально случайно. Это и было самым сложным на старте. Но мы просто шли медленными шагами и постепенно сделали все, как надо. Единственное, в чем я была на тот момент уверена на сто процентов, так это состав и качество нашего продукта.

Что входит в состав? В чем разница между вашим шоколадом и обычным?
«Мой продукт нужен людям, и эта мысль не дает бросить начатое»

 2— Чем отличается наш шоколад от подобного «полезного» и «без сахара», который продается на маркетплейсах и в магазинах? В том, что в нашем действительно используется чистейший состав: в нем нет сахара  и сахарозаменителей, какао-масло — нерафинированное и холодного отжима, вместо коровьего молока — сухое кокосовое высокой жирности и без казеина. Другие же производители, если и делают шоколад без сахара, то все равно добавляют в него или сахарозаменитель, или финиковую пасту, или мёд. И какао-масло, указанное в составе их продукции, обычно рафинированное, так как оно дешевле. Благодаря этому получается, что у них шоколад и ПП (правильно питание — прим. ДК), и при этом по цене не сильно дороже обычного шоколада среднего ценового сегмента.

Я изначально понимала, что наш шоколад будут есть и мои дети, и не хотела, чтобы рафинированный трансжир был в составе. Поэтому выбрала нерафинированное какао-масло, которое, кстати, само по себе обладает ярким ароматом шоколада. Также вместо какао-порошка мы используем тертые какао-бобы, вместо сушеных ягод и фруктов — сублимированные, а в темном шоколаде — необжаренный кэроб. То есть это все продукты, минимально подвергнутые обработке. Кроме того, в состав входит пребиотик, который придает готовому шоколаду сладковатый привкус (не слаще сахара), но добавляется главным образом для того, чтобы получился полезный продукт для нашей микробиоты.

Где вы берете сырье? Есть ли свое производство?

— До кризиса у нас были постоянные поставщики, после — многие просто перестали существовать. Пришлось найти новых с сырьем того же качества, что раньше. Мы стараемся работать с кем-то постоянным, чтобы не наткнуться на некачественный продукт и не понести незапланированные траты и убытки. Своего производства у нас нет. Мы долго скитались по разным местам, и вот сейчас вместе с другим кондитером арендуем цех. Так как у нас хендмейд и не потоковое производство, продукция изготавливается небольшими партиями с расчетом на постоянных покупателей и розничные продажи. Заявка формируется два раза в месяц, под нее отливается шоколад.

Из-за неурожая какао-бобов российские производители повышают цены на продукцию, содержащую шоколад. На ваших ценах это как-то сказалось?
— Я не отслеживала рынок специально. Обычно нерафинированное какао-масло и до этого стабильно дорожало: каждые полгода на 100-200 рублей цена за килограмм росла. Если мы начинали с 600 рублей за килограмм на старте бизнеса, то перед самым кризисом мы брали его уже за 1,2 тысячи. Когда я узнала о подорожании весной прошлого года, то просто закупила ингредиенты по остаткам у наших поставщиков — какао-масло и тертое, кокосовое молоко. Все, что было на тот момент у них в Новосибирске, мы забрали подчистую. До лета хватило этого сырья, а потом мы стали искать других производителей, потому что наши старые просто перестали закупать нужные нам ингредиенты. И нам, как и всем производителям шоколадосодержащей продукции, пришлось существенно повысить цены. Мы объяснили подорожание нашим покупателям в соцсетях. Часть их, конечно, ушла, но основные остались. Интересный момент: несмотря на то, что какао-масло на тот момент подорожало в три-четыре раза (почти до пяти тысяч за кило), цены на шоколад в магазинах не выросли в таком же соотношении. Остается только гадать, что же у них в составе.

Некоторые производители в случае удорожания сырья меняют, удешевляют состав, добавляют больше начинки. У вас что-то поменялось?
Повышение цен на сырье на составе нашей продукции не сказалось никак. Мы ничего не стали удешевлять. Потому что, например, его ест мой трехлетний ребенок и мои пациенты. Я все равно буду делать свой шоколад по-прежнему, пусть даже уменьшатся объемы его реализации, пусть этот бизнес, возможно, станет не таким прибыльным. Я решила и буду производить шоколад для таких же мам, которые любят своих детей и хотят кормить их правильными продуктами, и для людей, которые заботятся о своем здоровье. Понятно, что все мы люди и можем порой позволить себе вредную «вкусняшку», но когда ешь что-то на постоянной основе, оно должно быть хорошего качества.

Кто входит в вашу команду и как распределяются обязанности?

— Вся наша команда — три человека. Я — идейный вдохновитель, руководитель и владелец бизнеса. Моя сестра, которая работает со мной с самого начала и занимается продажами, бытом, выходом на маркетплейсы и помогает в ведении соцсетей. Она — моя правая рука. Наталья Киденко отошла от дел, но на старте она помогала в продажах. И, конечно, человек, который делает шоколад — наш кондитер. Так что получается, у меня по масштабу скорее микробизнес.

У вас довольно дорогой шоколад, не всем он по карману. Кто ваши покупатели? 
— Да, цена на нашу продукцию выше, чем на массмаркет и даже более дорогой ПП-шоколад, хотя и на нем, и на нашем написано «ЗОЖ», «без сахара», «веган» и др. Наш продукт покупают только те, кому он действительно нужен. У нас есть постоянные клиенты, которые уже несколько лет берут нашу продукцию ежемесячно. Есть клиники превентивной медицины, которые покупают у нас для перепродажи у себя — в Новосибирске и Барнауле. Также через соцсети и сайт шоколад приобретают подписчики и наши пациенты.

Кстати, именно из-за дороговизны ингредиентов для нашего шоколада мы не можем снизить его цену и зайти в магазины, потому что тогда получается низкая маржинальность из-за высокой себестоимости. Но зато в прошлом году мы вышли на маркетплейс.

Не думали расширять продуктовую линейку, регионы поставок?

— У нас была идея расширить ассортимент: хотели сделать хороший безглютеновый хлеб и др. Мы даже сделали СТО и декларацию соответствия на шоколад с коллагеновой начинкой. Но не вышло, а значит, пока не время. А про поставки — у нас изначально были клиенты из других городов, и сейчас их примерно половина и даже больше, чем из Новосибирска. Как оказалось, в Новосибирске сложнее продавать что-то полезное и новое. Из планов: я очень хочу добавить такого человека в команду, который поможет мне развить бизнес, и мы начнем работать на более широкую аудиторию.

Как вы относитесь к мнению, что женщине в бизнесе сложнее, чем мужчине? И, вообще, что нужно, чтобы быть хорошим бизнесменом?
Мне кажется, сейчас нет разницы, мужчина ты или женщина в бизнесе, и это все действительно стереотипы. Главное, чтоб была хорошая идея и команда, качественный продукт, а кто этим управляет, уже не важно, потому что лидера делает его окружение. Хороший же бизнесмен должен быть прежде всего профессионалом в своей сфере деятельности. Он должен иметь образование и учителей в этой области, постоянно развиваться и быть полностью поглощенным своим делом. Вот я, например, не стала уходить из медицины, потому что являюсь профессионалом именно в этом. А шоколадный бизнес — это просто мое детище, которое создает мне личный бренд и приносит пользу людям.

Не хотелось однажды все бросить?
И не раз! Когда какой-то брак, когда что-то не получается, когда растут цены, когда не понимаешь, что делать, — в эти моменты всегда есть колебания и сомнения, стоит ли оно того. Но я считаю, что мой бизнес — это своеобразная миссия. Этот полезный продукт нужен мне, моим пациентам, нашим постоянным покупателям, и эта мысль не дает бросить начатое — я просто не могу их подвести.

СПРАВКА

 
Фото 1 - Наталья Киндеркнехт
Фото 2 - Елена Колотилкина
 

 

Самое читаемое
  • Владельца «Главпродукта» обвинили в выводе средств на счета американской компанииВладельца «Главпродукта» обвинили в выводе средств на счета американской компании
  • Свободных торговых площадей достаточно для размещения только 20% иностранных брендовСвободных торговых площадей достаточно для размещения только 20% иностранных брендов
  • Доля предпринимательниц растет. Каким бизнесом чаще всего занимаются женщины в России?Доля предпринимательниц растет. Каким бизнесом чаще всего занимаются женщины в России?
  • В среднем 100 тыс. в месяц — кто предлагает самые высокие зарплаты в Екатеринбурге?В среднем 100 тыс. в месяц — кто предлагает самые высокие зарплаты в Екатеринбурге?
  • В строящихся учебных корпусах кампуса УрФУ черновая отделка выполнена на 80%В строящихся учебных корпусах кампуса УрФУ черновая отделка выполнена на 80%
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.