АКОРТ: «Торговые сети продолжают инвестировать в сдерживание роста цен базовых продуктов»

Крупные торговые сети зафиксировали в феврале заметное снижение розничных цен по сравнению с январем, отметили аналитики Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).
Цены снизились в основном на тушку бройлера, куриные яйца, баранину и репчатый лук, показал ежемесячный мониторинг цен на социально значимые товары в магазинах сетей-членов АКОРТ.
Минимальная розничная цена куриного мяса в феврале упала в среднем на 4,13%, до 178,2 руб. за кг, яйца категории С1/С2 подешевели на 3,93%, до 92,5 руб. за десяток, лук — на 3,5%, до 48 руб./кг, а баранина — на 3,2%, до 624 руб./кг. Снижение цен в пределах 1% было также отмечено на рис, подсолнечное масло и ржаной хлеб.
Средняя наценка торговых сетей на самые доступные позиции социально значимых продуктов в 24 товарных категориях в феврале составила 4,9%. Подсолнечное масло, куриное мясо, сахар-песок, морковь и говядина продавались сетями по ценам ниже закупочных. В целом инфляционная динамика в социально значимой категории в феврале-2025 была на уровне прошлых лет. Например, на 6 и 7 неделе индекс потребительских цен АКОРТ был ниже показателей февраля 2024 г.
По динамике закупочных цен наиболее заметное снижение в феврале показали куриные яйца —средние отпускные цены поставщиков на них снизились на 5,4%. Также «в закупке» подешевели репчатый лук (-4,9%), тушка цыпленка-бройлера (-2,97%) и черный чай (-2,93%). В то же время наибольший рост закупочных цен в феврале отмечен на картофель (+13,76%), пшено (+11,3%), соль (+6,3%), морковь (+5,96%) и мороженую рыбу (+5,78%).
Картофель, морковь, пшено и рыба внесли основной вклад в общую продуктовую инфляцию на социально значимые товары в сетевой торговле — в среднем розничная стоимость базовой продуктовой корзины за прошлый месяц выросла в пределах 1%. Показатель коррелирует с динамикой инфляции на всем розничном рынке — аналогичный набор продуктов подорожал на 0,78%, согласно данным Росстата.
Базовый борщевой набор с курицей вырос в цене в феврале на 2,3%, до 70,4 руб., набор со свининой подорожал на 3,7%, до 81,6 руб., с говядиной — на 4%, до 96,4 руб., стоимость овощного борщевого набора выросла на 7%, до 49,8 руб.
Динамика цен на социально значимые товары в феврале отражает влияние сезонного пика стоимости овощей борщевого набора, в особенности картофеля и моркови. Торговые сети продолжают инвестировать в сдерживание роста стоимости базовых продуктов — розничные цены на них в прошлом месяце росли медленнее, чем закупочные. Средняя торговая наценка ритейлеров на продукты «первой цены» в феврале составила 4,9% — это на 1,5 процентных пункта ниже уровня прошлого года. Кроме того, сейчас на примере одной из актуальных категорий — картофеля — мы обсуждаем с властью и партнерами-поставщиками универсальный подход к развитию долгосрочных контрактов. Задача сложная, но важная. В перспективе, и рост доли таких контрактов, и фиксация принципов формирования стоимости товара должны позволить уменьшить волатильность цен и риски резкого, в том числе сезонного, роста, — отметил председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов.