АКОРТ: «К 2030 году федеральные торговые сети планируют занять до 40% рынка готовой еды»

Согласно данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), по итогам 2024 г., продажи готовой еды выросли в среднем на 24% в денежном выражении.
Доля такого товара в выручке продовольственных ритейлеров по итогам 2024 г., согласно подсчетам АКОРТ, выросла в среднем на 0,5% и составляет от 2,5% до 6,5%, в зависимости от сети. Самый сильный рост продаж готовой еды демонстрирует формат «магазинов у дома». Если средние показатели роста этого направления у компаний находятся в диапазоне от 14 до 43%, то динамика продаж год к году в «магазинах у дома» составляет от 52 до 83%.
Показатели магазинов малых форматов у «Ленты» более чем вдвое превышают средние данные по всей компании, в «Магните» отмечают схожую тенденцию: темпы роста продаж в таких магазинах почти вдвое выше данных всей торговой сети.
Самым быстрорастущим сегментом внутри категории приготовленных продуктов стала упакованная готовая еда, спрос на которую в сетевой рознице вырос в среднем более чем на 30%. Наиболее популярными у потребителей позициями остаются салаты — «Сельдь под шубой», «Цезарь», «Оливье», «Крабовый» и «Винегрет». На втором месте — сэндвичи, бургеры и роллы, на третьем — готовые горячие блюда («паста карбонара», плов и т. д.). Среди готовых продуктов с наиболее высоким ростом спроса ритейлеры называют блюда азиатской кухни, в частности, корейской.
Вне сегмента упакованных готовых блюд чаще всего потребители покупают курицу гриль, — высокий спрос на нее в 2024 г. отметило большинство опрошенных ритейлеров.
Все ритейлеры за год расширили ассортимент готовой упакованной еды, а также кулинарии и полуфабрикатов, отметили в АКОРТ. В «Перекрестке» количество позиций за год увеличилось на 30% — до более 1150 позиций готовой еды, до 90% которой приходится на упакованную продукцию. «Лента» расширила сегмент готовой еды за счет порционных обедов и полуфабрикатов, предлагая в среднем 210 наименований готовых блюд в гипермаркетах и 100 — в супермаркетах.
«Ашан» подсчитал, что готовую еду приобретает каждый шестой покупатель, и отметил рост спроса на замороженную пиццу и пироги для быстрой выпечки дома, а также на блюда азиатской кухни, поэтому увеличил ассортимент в этих группах. По данным сети «Магнит», самым динамично растущим направлением упакованной еды в 2024 г. стали паназиатские блюда (онигири), а также позиции для быстрого перекуса — бургеры и сэндвичи. «Азбука Вкуса» зафиксировала опережающий рост спроса на готовые горячие блюда — их продажи в сети выросли на 28% в прошлом году, а в сегменте кафе самым быстрорастущим направлением стали блюда азиатской кухни, продажи которых выросли на 63%.
Готовая еда — стратегически важное направление для ритейла — будет демонстрировать высокие темпы роста спроса как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе. Ритейлеры увеличивают инвестиции в собственное производство, расширение ассортимента и трансформацию торговых пространств. Основными потребителями готовой еды остаются жители мегаполисов, однако в фокусе развития этого направления у крупных торговых сетей — расширение ассортимента готовых блюд и сервисов доставки на региональных рынках. К 2030 году федеральные торговые сети планируют занять до 40% рынка готовой еды», — отметил председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов.