АКОРТ: Рост стоимости свеклы и картофеля отражает существенное повышение закупочных цен

По данным Ассоциации компаний розничной торговли, в марте-2025 снизились цены на 18 из 25 категорий продуктов первой необходимости, в лидерах снижения — куриные яйца, пшено и мука.
Цены в базовой корзине социально значимых пищевых продуктов в торговых сетях в марте снизились на 5% к предыдущему месяцу, показал мониторинг аналитического центра АКОРТ. Это, по данным аналитиков, самое значительное удешевление с 2021 г., при этом впервые за несколько лет оно зафиксировано в марте. Ранее цены на продукты первой необходимости снижались в основном в сезонные месяцы сбора урожая — с июня по октябрь. В августе 2022 г. цены упали на 3,42%, в августе-2023 — на 2,25%. В 2024 г. снижение цен на товары «первой цены» отмечалось в августе (-0,76%), сентябре (-0,69%) и октябре (-0,44%).
В марте 2025 г. в торговых сетях-членах АКОРТ снизились цены на 18 из 25 категорий продуктов «первой цены», которые крупные ритейлеры включают в список социально значимых[1]. Сильнее всего за месяц подешевели куриные яйца (-14%), пшено (-13,6%), пшеничная мука (-13%), соль (-12,5%), рис (-12%), молоко (-8,6%) и пшеничный хлеб (-8,3%). Заметно снизились цены на сливочное масло (-7,9%), сезонные яблоки (-7,7%), гречневую крупу (-6%) и сахар-песок (-6%).
Также подешевели репчатый лук (-5,7%), тушка цыпленка-бройлера (-4,6%), вермишель (-4%), белокочанная капуста (-3,9%), морковь (-2,6%), и ржано-пшеничный хлеб (-1,3%). Снижение цен в пределах 1% отмечено на мороженую рыбу. Вместе с тем выросли цены на свеклу (+7,2%), картофель (+6,9%), баранину (+4%), говядину (+2,1%), подсолнечное масло (+1,9%), черный байховый чай (+1,34%), а также незначительно подорожала свинина (+0,2%).
Рост стоимости свеклы и картофеля отражает существенное повышение закупочных цен — «в закупке» цены на свеклу в марте выросли на 11,4%, на картофель — на 18,3%. Наиболее заметное снижение закупочных цен отмечено на куриные яйца (-15%), пшено (- 9,9%), рис (-9%), тушку цыпленка-бройлера (-8,3%) и пшеничный хлеб (-8,2%).
Средняя наценка торговых сетей на социально значимые продукты «первой цены» в марте сократилась на 0,5% по сравнению с февралем и составила 4,4%. По цене ниже закупочной в сетевой рознице в марте продавались товары «первой цены» в категориях картофель, белокочанная капуста, морковь, сахар-песок и подсолнечное масло.
Крупные торговые сети не меняют политику ответственного ценообразования: роста наценок в социально значимых категориях нет, а суммарные расходы на их сдерживание для лидеров рынка составляют миллиарды рублей. Наценки на такие товары зачастую не покрывают коммерческие расходы в себестоимости их продаж, поэтому для компенсации затрат компании и сохранения доступности самых необходимых товаров так важно соблюдать рыночные принципы ценообразования и регулирования цен, — отметил председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов.
[1] В число социально значимых продуктов, цены на которые регулярно анализирует аналитический центр АКОРТ включены товары «первой цены» в 25 социально значимых продовольственных категориях: говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), баранина (кроме бескостного мяса), тушка бройлера, рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая — ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, свекла, яблоки.