«Время на получение впечатлений я лучше потрачу на продуцирование собственных идей»

«Время на получение впечатлений я лучше потрачу на продуцирование собственных идей»
Автор фото: Роман Барников. Иллюстрация: nsk.dk.ru

«Я много где побывала: нас катали на вертолетах и яхтах, кормили в лучших ресторанах, возили в Долину гейзеров и винные погреба Португалии. И мне стал совсем не интересен мир роскоши и богатства».

Анастасия Близнюк — директор АНО КИЦ «Интеграл 2.0», Интегрального музея-квартиры Академгородка, Академбюро. Она родилась Академгородке в семье молодых ученых — ярких лидеров эпохи Оттепели. Окончила английскую школу, факультет психологии ЛГУ (СПбГУ), после чего восемь лет работала психологом в системе образования, а затем 21 год — в международном ИТ-бизнесе в регионе (главой Sun Microsystems, IBM). Сейчас она — социальный антрополог, гид в «АкадемВЦентре» и институте ИВМиМГ с гостиной ученого и музеями вычислительной техники и фототехники. С 2014 г. развивает научный туризм в Академгородке.

Анастасия уже много лет занимается историей моды и собирает коллекцию винтажной одежды, обуви и аксессуаров семей жителей Академгородка и Новосибирска. Выставки регулярно проходят в Музее Новосибирска, Краеведческом музее, Историческом парке «Россия — моя история», пространстве «Арт-Ель» и др. Также она организует ретродефиле и создает ретрообразы для исторических событий и съемок фильмов в Новосибирске и Академгородке, мечтает создать Музей моды в Сибири. В прошлом году она победила в бизнес-премии «Делового квартала» «Человек года» — в номинации «Человек года в сфере культуры».

Анастасия Близнюк рассказала «Деловому кварталу» о своих проектах, о том, как опыт работы психологом и в крупной ИТ-компании она использует в своих культурологических проектах, почему настоящая ретро одежда лучше новодела и кому еще пригождаются исторические знания об Академгородке.

Вы уезжали в Санкт-Петербург учиться на психолога. Не хотелось остаться в северной столице?

— Я уехала в 1986 г. в любимый город Ленинград, зная, что в НГУ мне «светит» только филфак, а учиться на исключительно девичьем факультете не хотелось. Ну, и хотелось проявить оригинальность заодно — факультеты психологии в СССР были всего в пяти университетах, и кто это такие, психологи, тогда мало кто знал. Хотя имела в запасе вариант поступать на геологию, если «провалюсь», но это был риск — математика, физика и химия не были моими любимыми предметами. В итоге поддержка питерских родственников и хорошие оценки дали мне возможность выдержать конкурс в 21 человек на место. И я считаю свои шесть лет студенчества в городе на Неве лучшими годами жизни, а однокурсников нашего маленького факультета — близкими людьми.

Я не думала о том, вернусь или нет. Я очень фаталистична — как будет, так будет. Но в 1992 должен был родиться сын, а в Питере даже за хлебом были очереди. Аспирантская стипендия невелика, муж — студент после армии, и я до сих пор рада, что тогда решила вернуться в Академгородок — лучшее место на земле.

Как вы от психологии перешли к технологиям?

— Я работала по специальности во всех структурах образования — детсад, школа, ФМШ, НГУ. Однажды в 1996 г. на лесной тропинке встретила однокашницу, которая рассказала, что собирается уезжать с мужем в Америку, и предложила заменить ее на работе — продавать компьютерное оборудование. Я возмутилась, потому что для девочки Академгородка предложение «продавать» было почти оскорблением (смеется). Она смутилась и сказала, мол, английский ты знаешь, общаться умеешь, и назвала зарплату. Я тогда даже не смогла уместить сумму в голове, такой она была нереально большой. Но я искренне считаю, что надо отвечать «да» на все, что предлагает тебе судьба, и поэтому уже на следующий день после собеседования вошла в здание ВЦ, где в 80-е годы училась у папы информатике, и задержалась в мировом ИТ на 21 год.

Весь этот обширный опыт и навыки пригождаются как-то сейчас, в вашей нынешней деятельности?

— Да, очень. Это связи, навык взять микрофон и говорить с любой сцены о чем угодно с любого места — хоть на русском, хоть на английском. Это знание региона (я в ИТ-компании отвечала за Сибирь и Дальний Восток). Я много где побывала в стране и за границей: нас катали на вертолетах и яхтах, кормили в лучших ресторанах, возили в Долину гейзеров и винные погреба Португалии. Поэтому мне стал совсем не интересен мир роскоши и богатства — он ничем не отличается от жизни просто с пониманием своих базовых потребностей. А время на получение впечатлений я лучше потрачу на продуцирование собственных идей или на сон лицом к стенке (как отсутствие любых впечатлений). Пресытившись потреблением нового, я сознательно не полетела в феврале в ЮАР сопровождать партнеров (на четыре дня через три страны) и не жалею, что у меня нет в списке «мест на карте», где я побывала, Кейптауна. Хотя нет — жалею (смеется).

В результате я чувствую и понимаю идентичность мест и специфику занятости приезжающих ко мне на экскурсии гостей. У психологов это называется единым ассоциативным полем. Вы архитекторы? Обсудим советский модернизм. Педагоги? Расскажу об истории образования в Академгородке. Ученые? Попрошу знакомых сотрудников института нас принять или просто выйти с работы и из первых рук рассказать о достижениях той или иной науки. Инноваторы? На моих глазах обсуждались вопросы, где строить Технопарк, а первую летнюю школу А.Старт мы запускали командой из трех человек. И обязательно найдутся общие знакомые, понятные проблемы, местные особенности городов приезжающих гостей.

21 год проработав в международном ИТ-бизнесе, вы вдруг в 2013 г., купив квартиру и открыв в ней музей, занялись далекой от технологий деятельностью. Что произошло?

— Квартиру-музей я сначала развивала как хобби. Инвестиция в недвижимость, творческая реализация, желание говорить об Академгородке всем и везде через важные мне смыслы, вещи и события — это лежало в основе. Это история моей семьи, родителей и их друзей, моего детского окружения. История, полная романтики, света, смелости, свободы, безудержного креатива и, конечно, науки. Это был идеальный для меня вариант: зарабатывать в найме далеко от московского и американского начальства, самостоятельно строя свой рабочий график и совмещая несколько активностей сразу. Причем на тот момент я не брала денег «за память и любовь» (сейчас это приходится делать). Пообщавшись по работе с важным клиентом и обсудив с ним в ресторане текущие проекты, я могла потом отправить его в театр, ночной клуб или — привезти к себе в музей и посвятить в уникальную историю Академгородка. И ему интересно, и мне приятно.

Моя смена деятельности — это был просто плавный переход. Нас стали активно сокращать, потому что наступала эпоха импортозамещения. Вся красота отстроенных мировых технологических процессов и элитарный уровень коммуникаций и ведения бизнеса стали «наливать» из одного китайского флакона (только шильдики* на оборудовании менялись). Умные камеры научились делать все, и совсем стало неинтересно. Но и рубить самим курицу, несущую золотые яйца (высокие зарплаты и корпоративные соцпрограммы) рука не поднималась, поэтому многие тихо дождались сокращений и продолжили ИТ-карьеру в российских компаниях. Ну какой из меня, гуманитария, айтишник? А вот музейщик и гид — вполне себе. Но «корочки» я все же получила, пройдя разные курсы и тренинги, включая Сколково, ТГУ, РГУТиС и т. д.

Получая в свое распоряжение различные исторические предметы, вы буквально получаете доступ к историческим сведениям о том, например, как строился Академгородок, как он выглядел раньше, как одевались люди и др. Эти данные полезны кому-то, кроме историков и туристов? Есть у них какое-то практическое применение?

— Хотелось бы транслировать лучшие практики прошлого в настоящее — практики градоустройства и создания сообществ, культурные проекты. С архитекторами и урбанистами пытаемся, сейчас такой процесс идет. Увы, не все архивы удается спасти: например, для ремонта исторического фасада НГУ документы уехали, похоже, в Москву и еще долго будут ждать очереди, чтобы быть описанными и актуализированными официально. Я часто комментирую что-то журналистам и историкам, консультирую по фильмам и статьям, помогаю в разработке и описании маршрутов для научного туризма. С платьями много идей, но пока жду инициатив от Ассоциации легкой промышленности. А показы и лекции об истории моды мы с ними не раз уже делали.

Ну и, выставки, конечно. Небольшая часть моей коллекции посуды прямо сейчас находится в музее Первомайского района, а Человеком года в сфере культуры** я стала за две практически параллельно идущие модные выставки — в Музее города Новосибирска и Краеведческом музее.

Можно назвать ваш музей коммерческим проектом или все же это исключительно культурологический и исторический объект?

— Это называется социальным предпринимательством. Лучший пример для меня в городе — благотворительный магазин «Густо». Это благородное дело и монетизация деятельности. Мы — о том же. Или еще пример — балы Анны Абрамовой-Заворотинской («Отражение»). Да, нам приходится зарабатывать. В аренде — площадка в ИВМиМГ и склад СО РАН. А еще на нас работает команда — администратор, бухгалтер, СММ, дизайнер, им нужно платить. Финансово нас поддерживает вклад туристов, школьные программы, мы выигрываем гранты и благодарны меценатам.

К вам попадает столько красивой ретро одежды, вы знаете и хорошо ориентируетесь в мире моды. Не было идеи открыть свой шоурум или начать отшивать собственные коллекции одежды, проводить показы?

— Показы проводим — в ТРК «Эдем» прошла уже вторая выставка моды. А благодаря щедрости владельца ТРК, Владислава Плотникова, у нас теперь есть теплое и сухое хранилище для всей этой огромной коллекции одежды (все остальное лежит на арендуемом складе СО РАН). А еще в НГУАДИ с прекрасной Евгенией Долматовой мы задумывали показать на фестивале дизайна новую коллекцию одежды из старых тканей, но случился ковид. Однако я не оставляю эту идею, просто пока не доходят руки.

Но отшивать новое — нет, мне не нравится новодел. Это опять перепроизводство и трата ресурсов на то, что уже было сделано хорошо и красиво, что еще живо и «может носиться», в чем есть энергетика прошлого. У меня коллекция из сотни винтажных шляпок. А ведь есть роскошные новые — очень красивые и креативные. Но для меня в них нет тепла, и я не хочу их иметь и носить. А старинные — «выгуливаю» на светских мероприятиях, добавляя необычности в современный образ.

А еще я так тяжело расстаюсь с вещами (смеется). Часто люди или музеи просят продать, а я пытаюсь замять этот вопрос. Потому что многие вещи из семей — с историей, судьбами конкретных людей с соседних улиц. Я хочу сохранить их у нас, дома — в Городке.

Знаю, вы мечтаете о создании музея моды в Сибири. Расскажите, каким он будет?

— Я мечтаю о команде, которая на основе моей огромной накопленной коллекции это воплотит. Это будут сменные выставки, постоянная экспозиция, показы, в том числе современных модельеров, обучение и мастер-классы, межпоколенческая трансляция ценностей, воспитание вкуса и трепета к тому, что досталось в наследство, женские влияния и взаимодействие, девичьи секретики, истории бабушек, art&science, антропология, научные конференции, фильмы о моде, библиотека книг и журналов, студии стиля и креативное ателье, создание шелковых цветов и мастерская шляпок, ассамбляж и коллажные практики. Я, в том числе, для этого учусь музейному проектированию, не будучи художником, но будучи теперь менеджером в культуре и частным музейщиком.

В чем именно, как вы считаете, заключается тот самый «дух Академа»?

— Мы на обучении в Сколково командой нашли пять слов для описания того, что лежало в основе его создания, чем обладали ученые первой волны и что они передали нам. Это все слабее, но еще ощущается — свобода, смелость (в том числе приехать в Сибирь), творчество, коллективизм и причастность к великой цели. Ну и, конечно, лес, белки, ученые, студенты, инноваторы, лыжи, море Обское под боком, аллея на Морском проспекте, академики вокруг, безопасность, экология, интеллигентность и интеллектуальность.

СПРАВКА

 
*Информационная табличка, на которой размещены надписи и обозначения, относящиеся к маркируемому изделию.

**Победила в номинации «Делового квартала» — «Человек года в сфере культуры-2024» благодаря созданию культурного нарратива «Мода Академгородка», выставку моды в Музее города «Красота по-сибирски» и участие в выставке свадебной моды «Играем свадьбу» в Краеведческом музее.
 

 

Самое читаемое
  • 95% пилотных проектов с внедрением ИИ в бизнес не приводят к росту прибыли95% пилотных проектов с внедрением ИИ в бизнес не приводят к росту прибыли
  • Саммит глав России и Украины может пройти в ближайшие две неделиСаммит глав России и Украины может пройти в ближайшие две недели
  • Свердловские IT-компании улучшили позиции в рейтинге крупнейших разработчиков страныСвердловские IT-компании улучшили позиции в рейтинге крупнейших разработчиков страны
  • Ресторатор Татьяна Заводовская запускает магазин правильного питания в ЕкатеринбургеРесторатор Татьяна Заводовская запускает магазин правильного питания в Екатеринбурге
  • Заглядываем на стройплощадку самого амбициозного ЖК в Екатеринбурге: каким он будетЗаглядываем на стройплощадку самого амбициозного ЖК в Екатеринбурге: каким он будет
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.