Голуби и «Пепси-кола» — звезды Затулинки. Новая история места

Нашего постоянного автора Деда Голодяя теперь потянуло на Затулинку. Райончик хотя и не старый, но достаточно насыщенный. И труднодоступный.
Что представляла собой Затулинка в прошлом? До революции эти земли входили в сельхозугодья окрестных деревень Мало-Кривощеково и Верх-Тула, но потом были заброшены. Образовался огромный природный парк. Или пустырь.
По воспоминаниям старожилов, в 1940-1950-х здесь расстилались заболоченные низины и дикие конопляные поля. Причем в пищу коноплю не употребляли, зато с большим удовольствием употребляли полевых голубей, которых здесь отъедалось очень много. На птичек устраивалась настоящая охота.
Имя «Затулинка» уже было — гораздо раньше самого района. Улица, которая сегодня рассекает Затулинку на две части, изначально называлась Затулинским шоссе. В 1965-м, в год 20-летия Победы, улице дано имя Сибиряков-Гвардейцев, в честь воинов 150-й стрелковой Сибирской добровольческой дивизии, сформированной в нашем городе и покрывшей себя славой в годы Великой Отечественной войны.
С начала 1950-х быстро занималась промзона вокруг железнодорожной ветки на Кузбасс. Проезд, называемый Северным, оброс подъездными путями, складскими помещениями. Дальше стали заходить промышленные предприятия. Сначала индустриальный гигант — Турбогенераторный завод. Первую свою продукцию он выдал в 1953 г.
Добраться до Турбинки было непросто. Большую часть пути от площади Ефремова, где было разворотное кольцо транспорта, приходилось преодолевать пешком, пока наконец-то в 1957-м сюда не пробросили трамвай, а в декабре 1962-го рядом с заводом не вступило в строй и Левобережное троллейбусное депо. С 1966 г. завод стал «Сибэлектротяжмашем», а с 1990-го — «Элсибом».
Не отставали и военные. В 1956 г. введена в эксплуатацию Коротковолновая широковещательная. Она специализировалась на радиовещании на зарубежные территории в коротковолновом диапазоне. До перестройки там же стояли глушилки западных передач. Ухо города. На территории находится несколько десятков мачт, их высота около 100 метров, мощность 500 кВт.
В восточную сторону улицы Петухова встало мощное предприятие по изготовлению тепловозного оборудования («Сибэлектропривод»), далее началось строительство гигантского пивоваренно-винодельческого комбината. На него переносится производство с Большевички и в августе 1967 г. сварено первое пиво. Чуть позже к пивоваренному добавились и другие производства: винодельческое, шампанское, ликеро-водочное и безалкогольное.
НПВК всегда был в центре внимания. В 1980-м здесь запускается линия по выпуску американского напитка «Пепси-кола». За ней к нам приезжали со всей Сибири. Вокзал помнит: эти пепси-кольные поезда ходили с тетками, тащащими в сумках десятки бутылок. Приехать из Новосибирска без «Пепси-колы» было приговором — на порог не пускали. Кроме того, старожилы Затулинки уверяют, что тогда же наш комбинат выпускал и жевательную резинку. Не знаю — мне, наверное, не досталось.
Есть еще одна байка. Линию монтировали американцы. Все сделали, уехали. Наши решили сэкономить: сиропа поменьше, воды побольше. Подкрутили краник. А линия автоматизированная. Она почувствовала нелады и остановилась. Убытки. Вызвали американцев — обслуживайте, гарантия ведь. Починили. Проходит время, опять краник повинтили. Опять стоп. Приехали, поругались, посмеялись, починили. Проходит время… Не, больше не приезжали. Сами разобрали — к черту эти краники — и выкинули. Больше не ломалась.
Около 1985 г. «в связи с усилением борьбы с пьянством» на НПВК закрывают почему-то не ликеро-водочную линию, а производство шампанских вин. Но пиво еще выпускали до 2000-х.
Но вернемся на жилой массив. Его микрорайоны начали строить в начале 1960-х. На шпионском снимке 1965 г. виден одинокий квартал с пятиэтажками. Ныне это Петухова от №24 до 66.
Имя председателя ревтрибунала Александра Петухова было дано улице Памирской в 1969 г. Кстати, на сегодня это самая длинная непрерывная улица Новосибирска: от Хилокской до ЖК «Матрешкин двор» — 8,5 км.
28 июля 1965 г. улице по южной стороне нового района присвоено имя советского разведчика Рихарда Зорге. Расположение домов по Зорге — это смерть шпионам и головная боль молодого почтальона. Ища нужный номер, поблуждать нужно немало. Четные с нечетными перепутаны. 15-й дом находится рядом с 1-м, а 14-й от него в 350 метрах. Думается, не зря улица носит имя разведчика.
Зорге, 133-141. 10.1972. Фото: Поляков А.
Зорге, 143 слева, ок.1970. Музей Новосибирска
Еще одна улица Затулинки носит имя Игнатия Громова (настоящая фамилия Мамонов) — красного партизана, который в гражданскую войну проводил акции террора, в том числе против крестьян, а после отвечал за работу карательных учреждений ЧК. Поднимаются одинокие голоса дать улице более светлое имя, но Громов носит звание почетного жителя города, да и многие еще считают, что каратель-то он красный, и что врагов Советской власти казнили совершенно справедливо.
Громова, 7. колл. О. Кисилёва
Уже к 1958-му сюда дотянули трамвай! Сначала на запад до Гипсолитового завода — 9 и 12. Ныне остановка называется «Молкомбинат», которого тоже уже нет. Когда-то на ней был организован многопутевой кольцевой полигон для учебной езды. После массового закрытия линий в 1990-х сюда привозили старые вагоны, и тренажерный полигон стал кладбищем трамваев, или «базой запаса». Порядка 50 вагонов — неплохое заделье для сдачи металлолома.
Жилмассив расстраивался, сюда массово переселяли людей из сносимого частного сектора. В частности, со знаменитого «шанхая» речки Каменка — например, в пятиэтажку Зорге, 75 — были компактно переселены соседи по переулку с названием Узкий (это район сегодняшней Кривощековской, 15/1). Появились «старики» и «понаехавшие». И жили не всегда мирно.
В 1966-м на массиве начинает работать школа №182, а через год рядышком — и №63. К концу 1960-х на Затулинке открывается первый кинотеатр — «Экран». Остановка транспорта «ул. Зорге» раньше так и называлась «к/т Экран». А со стороны Громова была построена спортивная зона и заводской стадион «Генератор» (ныне «Фламинго»).
В 1970 г. из огромного Кировского района, располагавшегося на всем левобережье города, выделяется Ленинский. Исполком нового Кировского района переезжает в южную часть города и занимает новое здание по Петухова, 18.
Петухова, 18. арх. Фото: Б.М. Губер. 1972-73
Петухова, 18. 1978. Фото: Будан В., Поляков А.
1972 г. ознаменовался долгожданным приходом на жилмассив троллейбуса № 4, который ходит по маршруту уже более полувека, а потом и трамвая до Чемского поселка — 1, 19 и 25. А в ноябре 1979-го на Затулинке прогремел взрыв. Около пятиэтажки на Зорге, 83 взорвался пассажирский автобус №15. На задней площадке местный рыбак вез взрывчатку: аммонал, чтобы глушить рыбу. По невыясненной причине она сдетонировала. По официальным данным, пять человек и сам виновник погибли, еще два с половиной десятка были покалечены.
С транспортом вообще здесь плохо было почти всегда, на конечной на «пятнашку» выстраивалась очередь. По маршруту автобусы часто для высадки пассажиров останавливались до или после официального места, чтобы жаждущие посадки пассажиры не сломали двери. Ожидающие на остановке внимательно присматривались к сигналам поворотников приближающегося транспортного средства. Как только оранжевый огонек начинал маячить, толпа устремлялась ему навстречу или, наоборот, догоняла. Кто не успел — тот опоздал. Весело, не пересказать…
С введением коммерческого транспорта ситуация улучшилась, но со строительством новых микрорайонов (Матрешки, Акатуйский) снова все стало плохо. Но в перспективном плане строительства Новосибирского метрополитена на Затулинке — даже три станции: Кировская, Громовская и Чемская. Ну, или скоростной трамвай. Доживем — увидим.
Константин Голодяев