Искусственный интеллект в кинематографе: новая эра или временный тренд?

Искусственный интеллект в кинематографе: новая эра или временный тренд?
Автор фото: Егор Тиммерман. Иллюстрация: https://nsk.dk.ru/

«Новая формула успеха в киноиндустрии будет представлять собой синтез навыков владения ИИ-технологиями и способности создавать воодушевляющие истории».

Серийный предприниматель Арсений Санташев

— Когда Джеймс Кэмерон заявил, что «будущее киноблокбастеров зависит от того, способен ли ИИ сократить затраты, не заменяя членов съемочной группы», создатели сериала The House of David для Amazon Prime подошли к этому вопросу со всей серьезностью и реализовали эту концепцию на практике, используя ИИ для создания 10% всех VFX-шотов первого сезона. Это первый серьезный прецедент, говорящий об одном очевидном факте — ИИ больше не игрушка, а серьезный рабочий инструмент.

Трансформация производственного процесса

Анализ текущих тенденций позволяет спрогнозировать кардинальные изменения в структуре кинопроизводства. Некоторые процессы, которые казались фантастикой еще несколько лет назад, теперь входят в обиход. Прогнозы указывают на то, что к 2027 г. 70-80% коротких роликов на платформах YouTube, Instagram и TikTok будут генерироваться с использованием ИИ-технологий, а к 2030 г. ожидается начало массового производства полнометражных фильмов с применением генеративного искусственного интеллекта.

Традиционное кинопроизводство, вероятнее всего, не исчезнет полностью, но займет нишу премиального продукта — подобно тому, как швейцарские механические часы сосуществуют со смартфонами в современном мире.

Барьеры на пути технологического прогресса

Несмотря на очевидный потенциал, внедрение ИИ-технологий в кинематографе, как, впрочем, и в других отраслях, сталкивается с тремя основными препятствиями.

Кадровый дефицит представляет наиболее серьезную проблему. Индустрия испытывает острую потребность в гибридных специалистах: раскадровщиках, понимающих принципы работы нейронных сетей; VFX-супервайзерах, владеющих методами промпт-инженерии; превиз-художниках, способных работать с генеративными моделями. А количество реальных практиков, способных обучить других людей, крайне мало, не говоря об отсутствии достаточного понимания специфики кино/видеопроизводства.

Консерватизм финансирования также замедляет прогресс. При бюджетах, превышающих 100 млн руб., продюсеры предпочитают проверенные решения. ИИ-технологии воспринимаются как неоправданный риск, поскольку риск равнозначен потенциальным финансовым потерям и разрушению карьер. Кажется, что экономически целесообразнее инвестировать в традиционный производственный конвейер, чем объяснять инвесторам причины возможных неудач.

Ментальное сопротивление представителей «старой школы» составляет третий барьер. Он тесно связан со вторым препятствием, которое я описал выше. Режиссеры и продюсеры, построившие карьеры на основе традиционных методов, не имея значительных навыков в выстраивании и использовании ИИ в кино/видеопроизводстве, рассматривают его как угрозу их профессиональной экспертизе, а при условии стабильного дохода от применения устоявшихся подходов мотивация к изучению новых технологий отсутствует.

Ограничения, препятствующие массовому внедрению ИИ в кино/видеопроизводство

Создание промпта для генерации изображения или видео кардинально отличается от написания запроса для поста в социальных сетях или email-рассылки, так как требует не только навыков промпт-инжениринга и хорошего воображения, но и материала, на котором модель может обучаться. Из этого вытекает первое ограничение.

Ограниченность обучающих данных существенно влияет на качество результата. Высококачественный кинематографический контент защищен авторскими правами, что значительно препятствует получению желаемого результата на выходе.

Проблема интерпретации промптов — это второе ограничение, вытекающее из первого. Искусственный интеллект для видео обрабатывает инструкции буквально, не учитывая контекст и подтекст. Запрос на создание «напряженной сцены погони» приведет к чему-то общему без конкретики.

Проблема постоянного персонажа и сцен является третьей технически значимой сложностью. Поддержание постоянного внешнего вида героев, декораций и освещения на протяжении небольшого видеоролика — это уже огромное достижение. Для полнометражного фильма это остается крайне сложной задачей. При отсутствии соответствующего опыта в 80% случаев персонаж приобретает черты двойника, а интерьеры «деформируются» от кадра к кадру.

Возможности трансформации индустрии

Несмотря на существующие ограничения, ИИ-технологии уже инициируют значительные изменения в структуре кинематографа.

Формирование новых профессиональных направлений происходит в реальном времени. Промпт-инженеры для кино, специалисты по ИИ-превизуализации и ИИ-раскадровщики появляются в списках вакансий как малых, так и крупных студий. Спрос на таких специалистов многократно превышает предложение.

Радикальное сокращение времени предпродакшна становится реальностью. Концепт-арт, раскадровку и превизуализацию — процессы, традиционно занимающие месяцы при работе над полнометражными проектами (или 2-3 недели, если речь о рекламном ролике), — теперь можно выполнять за недели или дни (если речь о рекламном ролике). Это изменение может представлять собой не просто ускорение, а фундаментально новый подход к производству контента.

Трансформация экономической модели производства может произойти за счет кардинального изменения соотношения бюджета и результата. Задачи, требовавшие миллионных инвестиций в визуальные эффекты (например, симуляция воды, взрывов, огня, массовки, декораций), теперь можно решить в постпродакшне за короткие сроки и небольшую долю от той стоимости, за которую вам это сделают в студии визуальных эффектов.

Демократизация кинопроизводства снижает барьеры входа в профессиональный кинематограф. Небольшие команды теперь могут конкурировать с крупными кинокомпаниями на равных условиях, а за счет гибкости и технологического преимущества — выпускать больше контента за меньшие сроки и стоимость.

Питчинг и привлечение финансирования от инвесторов и фондов могут быть упрощены благодаря возможности создания качественного и убедительного визуального материал (тизера или трейлера) на стадии концепции.

Ключевые факторы успеха в новой парадигме

ИИ — это инструмент, который месяц от месяца будет становиться только лучше — это факт. По мере преодоления существующих барьеров, устранения технических ограничений и расширения возможностей, значимость качественной истории будет только возрастать. Общаясь с продюсерами и режиссерами продакшн-студий и анализируя тенденции, я прихожу к логическому заключению, что новая формула успеха в данной индустрии будет представлять собой синтез навыков владения ИИ-технологиями и способности создавать истории, которые воодушевляют. Тот, кто первым освоит эту формулу, — определит направление развития новой главы в истории кинематографа.

Самое читаемое
  • Лучшим промышленникам и предпринимателям вручили премию «Номер один». Как это былоЛучшим промышленникам и предпринимателям вручили премию «Номер один». Как это было
  • Илья Обабков стал новым ректором УрФУИлья Обабков стал новым ректором УрФУ
  • Свердловский министр инвестиций написал заявление об уходе. Есть и другие рокировкиСвердловский министр инвестиций написал заявление об уходе. Есть и другие рокировки
  • Новый хайп: спрос на Лабубу в РФ вырос в 13 раз, игрушками заинтересовались в РоскачествеНовый хайп: спрос на Лабубу в РФ вырос в 13 раз, игрушками заинтересовались в Роскачестве
  • «Мне сложно назвать отрасли, которые могут себе позволить не инвестировать в обучение»«Мне сложно назвать отрасли, которые могут себе позволить не инвестировать в обучение»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.