Маркер экономики: борщевой набор в торговых сетях подешевел за год на 4%

Такие данные приводит Ассоциация компаний омниканальной розничной торговли. В частности, в октябре-2025 по отношению к октябрю-2024 цены снизились на капусту, картофель, лук, морковь и свеклу.
В число социально значимых продуктов, цены на которые исследует аналитический центр АКОРТ, включены товары «первой цены» в 24 социально значимых продовольственных категориях, установленных постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 №530: говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), баранина (кроме бескостного мяса), тушка бройлера, рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая — ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки. Дополнительно, в качестве 25 категории, анализируется ценовая динамика на свеклу. В анализ АКОРТ входят данные торговых сетей «Магнит», «Окей», «Лента», Metro, «Глобус», «Мария-Ра», «Ашан», «Азбука вкуса», «Дикси», сетей X5 Group.
Сильнее всего, согласно мониторингу ассоциации, в октябре подешевела белокочанная капуста — на 28% год к году, до 25 руб. за килограмм. Картофель подешевел за год на 17,2% — до 29 руб. за килограмм, репчатый лук — на 7%, до 32 руб. за килограмм.
По сравнению с сентябрем овощи борщевого набора подорожали в октябре на 3,5% на фоне начавшегося сезонного роста закупочных цен. Средняя стоимость картофеля выросла относительно сентября на 9%, капуста подорожала на 8,5%, свекла — на 3,5%, лук — на 1,2%, морковь подешевела на 3,1%. В октябре-2025 по сравнению с сентябрем в торговых сетях снизились цены на 8 из 25 товаров «первой цены» социально значимых категорий: говядина подешевела на 7,3%, сливочное масло — на 5,7%, сахар-песок — на 5,2%, черный байховый чай — на 3,5%, морковь — на 2,4%, пшено — на 1,9%. В пределах одного процента подешевели мороженая рыба и поваренная соль.
Средняя наценка торговых сетей на социально значимые товары «первой цены» в октябре составила 4,1%, годом ранее показатель был 5,4%. В целом набор социально значимых продуктов «первой цены» подорожал в октябре относительно сентября на 0,1%.
По ценам ниже закупочных (с отрицательной наценкой) в крупных торговых сетях в октябре продавались 6 из 25 категорий продуктов первой необходимости: белокочанная капуста (-6,8%), куриные яйца (-3,5%), тушка цыпленка бройлера (-2,2%), сахар-песок (-2,1%), морковь (-2%), подсолнечное масло (-0,03%).
Октябрьская динамика цен на социально значимые продукты отражает сезонные тренды. Овощи борщевого набора в октябре дорожали значительно медленнее, чем год назад, благодаря хорошему урожаю и усилиям ритейлеров по сдерживанию цен. Сезонная «борщевая инфляция» в сетевой рознице в октябре к сентябрю составила 3,5% — год назад показатель был 13%. Сети продолжают сдерживать цены на яйцо и мясо птицы: в октябре ритейлеры инвестировали почти 3 рубля собственных средств в каждый продаваемый десяток яиц «первой цены» категории С1/С2. Средняя наценка торговых сетей на социально значимые товары «первой цены» в октябре составила 4,1%, снизившись до исторического минимума для этого времени года, — прокомментировал председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов.









