«Боевые кроты», рейтинг-призрак и «Оскар для бизнеса»: история «Делового квартала»

«Боевые кроты», рейтинг-призрак и «Оскар для бизнеса»: история «Делового квартала»
Автор фото: Егор Тиммерман. Иллюстрация: https://nsk.dk.ru/

В середине 90-х, когда российский бизнес только «учился ходить», в Екатеринбурге появился голос, который позвал за собой, создав для предпринимателей свою экосистему.

Так из скромного приложения к справочнику родился «Деловой квартал». Оглядываясь на 30-летний путь, мы вспоминаем, как один смелый журналист привез в регион главную бизнес-премию, а команда «боевых кротов» впервые попыталась посчитать, кто в городе самый богатый. Это история о том, как издание не просто писало о бизнесе, а создавало и сплачивало сообщество, транслируя эту миссию на другие города. «ДК» в Новосибирске родился десять лет спустя, вобрав в себя лучший опыт старшего брата.

Представьте Екатеринбург начала 2000-х. Цифры бизнеса — тайна за семью печатями, а о комьюнити никто пока не слышал. И вот главный редактор сети «Деловой квартал» Антон Казарин (который прошел путь от журналиста в 90-х до организатора медицинского туризма между Россией и Турцией в 2025-м) возвращается из США с чемоданом идей: деловые ужины, рейтинги и большая премия. Что-то коллеги принимают на ура, а на что-то крутят у виска. Эта история — о том, как региональное издание смогло не только привезти, адаптировать и превзойти некоторые западные форматы, но и совершить революцию в умах предпринимателей.

Как у вас появилась идея премии «Человек года»? Ходит редакционная легенда, что вы подсмотрели ее в США.

«Боевые кроты», рейтинг-призрак и «Оскар для бизнеса»: история «Делового квартала»  1Все верно. Начну издалека. Существует такая организация «Фонд Пола Хлебникова», которую в 2004 г. учредили родственники погибшего американского журналиста, основателя и главного редактора русской версии журнала Forbes Пола Хлебникова. Цель создания фонда — поддержка талантливых российских журналистов, в том числе помощь в обретении профессионального опыта. И вот однажды мне позвонили и сказали, что Международный центр для журналистов (ICFJ), который находится в США, учредил премию имени Пола Хлебникова, и меня в ней решили наградить. Я никогда никуда не подавал заявок, но мне сказали, что я выиграл приз на стажировку, и мне будут вручать премию за храбрость в журналистике.

Это был конец 90-х — начало 2000-х, тогда случались разные события, в связи с которыми убивали журналистов, моих друзей в том числе, но я не знал, за что именно меня решили назвать храбрым журналистом. Но я, конечно, не отказался от приза и стажировки. Два месяца я стажировался в The Business Journal (сеть локальных деловых изданий в США), наблюдал за тем, как выстраиваются бизнес-коммуникации. Меня поразило то, как они работают с комьюнити: это были постоянные деловые завтраки, бизнес-ужины, много офлайн-общения, круглые столы и прочее. И главное — они составляли отраслевые рейтинги компаний: лучший девелопер, лучший ресторатор и т.п.

Я посмотрел на это все и подумал: «А почему бы нам не делать такой же продукт, только по-своему, приучать наше комьюнити к такому формату взаимодействия?» Сначала появилась идея учредить премию, потом стал думать о том, как внедрить систему рейтингов.

А как там строилось взаимодействие с бизнесом, оно сильно отличалось от нашего?

— Да, у них очень развита социализация, начиная с того, что они дружат с соседями и ходят друг к другу в гости, заканчивая профессиональными тусовками, которые тогда уже были в порядке вещей в США, но еще не развились у нас. Для них организовать какой-то ужин, просто вместе выпить коктейль, собраться что-то обсудить было уже рутиной. Я подумал, что СМИ может быть медиатором, вокруг которого как раз и будет собираться это комьюнити.

Я привез эту идею — стать центром притяжения для бизнес-сообщества, и дальше уже был вопрос техники, как у нас это внедрить. Конечно, в Америке давно сформирован рынок, у нас все это было в зачаточном состоянии, но я считал, что Екатеринбург уже дорос до того, чтобы здесь появилось бизнес-комьюнити, которое можно собирать и отмечать за заслуги и тем самым задавать темп к развитию рынков. Я подумал, что премия «Человек года» станет отличным драйвером.

Как коллеги восприняли эту идею?

— Идею приняли на ура. А работавшая на тот момент директором нашей сети Наталья Коптелова сразу увидела в этом коммерческий потенциал. Дальше мы уже делали свою редакторскую часть: — разрабатывали методику, выбирали отрасли, в которых можно награждать людей года, — а ребята из коммерческого отдела, соответственно, занимались продвижением, продажами и прочими финансовыми вопросами.

Какая была изначально методика отбора? Сейчас, например, у нас очень сложные многоступенчатые выборы на экспертных советах, с множеством правил, чтобы быть максимально честными, прозрачными, чтобы никто не обвинял в предвзятости и уж тем более «купленности» наград. Какая у вас была первая методика?

— Да, у нас тоже были экспертные советы по каждому рынку. Мы очень дорожили репутацией и старались, чтобы все было максимально прозрачно.

Когда и как прошла первая церемония, это сразу был торжественный «оскаровский» формат?

— Первая церемония прошла на следующий год после того, как я привез идею, так как мы сразу задали высокую планку, нужно было все тщательно проработать. И да, это была большая торжественная церемония. Мы в этом смысле ушли дальше, чем американские коллеги, наш формат оказался масштабнее. И я считаю, что получилось хорошо.

Вернемся к рейтингам, которые, как выясняется, вы тоже привезли из штатов. До вашей стажировки «ДК» вообще не занимался ранжированием рынков?

— Нет, аналитика была представлена только обзорами, да и неизвестно было, где брать информацию, как ее подавать. Я как раз поехал стажироваться именно в The Business Journal, потому что они чуть ли не в каждом номере публиковали рейтинги, и мне было интересно изучить этот механизм. Они заняли конкретную нишу, и у них было крутое осознанное позиционирование локального бизнес-издания, которое агрегирует всю необходимую информацию о бизнес-комьюнити. Если Forbes, Fortune и подобные издания правили бал на федеральном уровне, то на локальном «царствовал» The Business Journal.

Но им, конечно, было проще, потому что там бизнес открытый, а у нас он очень закрытый, даже сейчас. Поэтому, когда я прилетел с этой идеей в Екатеринбург, конечно же, мне сказали, что я сошел с ума — мне никто никогда ничего не расскажет, не раскроет цифр, и я не смогу ничего оценить.

Но есть агрегаторы — Spark, например.

— Да, но отчетность тогда не передавала объективной картины. Тем не менее, я искал способ, потому что горел этой идеей. Первое, что мы решили делать, — это рейтинг самых богатых предпринимателей Екатеринбурга. Мы начали собирать информацию, считать, редакция просто превратилась в «боевых кротов».

Но спустя какое-то время начались звонки с требованием это все прекратить. Мне говорили, что у нас город маленький — зачем здесь выставлять напоказ счета, дома, виллы, спрашивали, зачем нам это. Мы пытались объяснить, что в этом нет ничего плохого, приводили в пример Forbes, рассказывали о том, что богатые люди, наоборот, стремятся попасть в такие топы.

Но окончилось все ожидаемо — угрозами, уже не такими, как в 90-е, но тем не менее... Мы решили это прекратить, что очень демотивировало мою команду, но в итоге все это пережили, переключились на более прагматичные вещи. К сожалению, этот рейтинг самых богатых так никогда и не вышел. А вот рейтинги дилеров, девелоперов, медцентров и прочие отраслевые топы удалось реализовать, и это направление зажило отдельной жизнью, потому что это тоже очень важно для бизнеса — видеть объективную картину конкурентного поля.

Получается, что основатель «ДК» Алексей Харитонов, по сути, создал рынок деловых СМИ в Екатеринбурге.

— Да, если не брать в расчет филиалы федеральных редакций, то именно локальным лидером был «Деловой квартал». И, конечно, честь и хвала основателю нашего издания, что он видел всегда на много шагов вперед, всегда отстаивал миссию «Делового квартала» быть медиатором местного бизнес-сообщества. И главное — ему и нам удалось это транслировать на другие города сети и там тоже сохранить это позиционирование.

Основатель издания «Деловой квартал» Алексей Харитонов — о миссии издания и экспансии в Сибирь:

«Боевые кроты», рейтинг-призрак и «Оскар для бизнеса»: история «Делового квартала»  2«Деловой квартал» изначально задумывался как приложение к справочнику «Пульс цен». Региональных деловых изданий в начале 1990-х гг. не было, а потребность бизнеса в них уже появлялась. 20 декабря 1994 г. в Екатеринбурге вышел первый номер журнала «Пульс товарного рынка», который включал преимущественно сводки новостей — только по делу, без криминала и бытовухи. Однако очень скоро стало понятно, что на одних сводках журнал не построить. Я всегда верил в то, что бизнес — это не только про зарабатывание денег, но и про созидание, про импульс, который влияет на развитие общества и территорий; что настоящие бизнесмены — это не «красные директора» и выходцы из силовых структур, а визионеры, которые предчувствуют развитие важных тенденций, изменений на рынке, опережают время. Как раз тогда этот класс начинал формироваться — ему требовалась не просто трибуна, но и поддержка. Предпринимателю всегда важно знать, что он не один, что похожие проблемы переживали многие; быть в среде, способной разделять его ценности, даже просто искренне порадоваться за успехи. Так появилась миссия издания, названного «Деловым кварталом», от нее начала выстраиваться редакционная политика.

К началу 2000-х гг. «Деловой квартал» в Екатеринбурге уже стал влиятельной площадкой, его номера читали от корки до корки в кабинетах бизнесменов и в коридорах власти. Поэтому территориальная экспансия была закономерным и логичным шагом в развитии. Мы смотрели на регионы, где местные бизнес-сообщества развивались в схожей динамике, и вполне очевидно, что одни из первых шагов были сделаны именно в Сибири.

Сегодня «ДК» — это медиакомпания с широкими компетенциями, от издания электронных СМИ до проведения крупных форумов и премий. А география покрытия продолжает расширяться: так, два года назад представительство заработало в Санкт-Петербурге. В 2024 г. «Деловой квартал» отметил 30-летний юбилей. А теперь 20-летие отмечает новосибирское подразделение! Это значит, что бизнес-сообщество здесь крепкое и независимое. А наше издание, призванное защищать его интересы и ценности, продолжает следовать этой миссии и сохраняет высокие стандарты деловой журналистики.

Самое читаемое
  • В компании, инициировавшей концессию по ЕКАД, прокомментировали решение отложить ее запускВ компании, инициировавшей концессию по ЕКАД, прокомментировали решение отложить ее запуск
  • Пора сказать «прощай». Как расстаться с «незаменимым» сотрудником без последствийПора сказать «прощай». Как расстаться с «незаменимым» сотрудником без последствий
  • Метро, национализация и охлаждение экономики: главные заявления Дениса ПаслераМетро, национализация и охлаждение экономики: главные заявления Дениса Паслера
  • Продюсер «Ласкового мая» Разин обвинен в мошенничестве на 500 млн, он скрывается в ТурцииПродюсер «Ласкового мая» Разин обвинен в мошенничестве на 500 млн, он скрывается в Турции
  • Россияне не хотят складывать деньги «в черный ящик» будущей пенсииРоссияне не хотят складывать деньги «в черный ящик» будущей пенсии
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.