Электромобилям мешают системные барьеры

Новые электромобили — для сибиряков все еще роскошь, а не средство передвижения. При каких условиях машины на электротяге начнут покупать более активно?
Региональные рынки, за исключением столицы, демонстрируют падение дилерских продаж электромобилей. Если в 2023-2024 гг. доля таких машин в общем объеме продаваемых автомобилей росла, то в текущем году рынок электромобилей сокращается. По данным аналитического агентства «Автостат», после резкого повышения утилизационного сбора осенью 2024 г. продажи электромобилей в России в январе-феврале 2025 г. упали на 63%. Доля электромобилей в общем объеме авторынка снизилась с 1,3% (за семь месяцев 2024 г.) до 0,9% (в январе-июле 2025 г.).
В Новосибирской области продажи новых электромобилей сократились вдвое. По данным «Автостат инфо», за девять месяцев 2024 г. дилерам удалось продать 121 электромобиль. В текущем году за аналогичный период был продан 61 автомобиль. Наибольшим спросом пользовались машины китайских марок Zeekr, BYD, Avatr.
На рынке «идеальный шторм»
«Первоначальный всплеск продаж был во многом обусловлен ажиотажем вокруг технологичной новинки, электромобили часто покупали как второй или третий автомобиль в семье для городских поездок, однако первая волна энтузиастов насытилась, а массовый потребитель не спешит подхватывать инициативу», — рассказал генеральный директор компании «СТС-Автомобили» Павел Костенко.
По его мнению, на то есть несколько фундаментальных причин:
Общий спад на авторынке: продажи автомобилей в принципе далеки от рекордов, во многом из-за высокой стоимости кредитов и общей экономической неопределенности. На этом фоне электромобили как дорогой нишевый продукт страдают в первую очередь.
Как пояснил эксперт, у многих популярных марок в регионах так и не появилось официальных сервисных центров, что отпугивает потенциальных покупателей, которые боятся столкнуться с проблемами ремонта и долгим ожиданием запчастей.
Льготы для владельцев электрокаров поэтапно сворачиваются, окончательно снижая и без того скромную привлекательность покупки, — напомнил Костенко.
Коммерческий директор компании V12 Autogroup Николай Видинеев считает важным наличие преференций для владельцев электромобилей: «В Москве они не платят налоги, парковки для них бесплатны и т.п. В Новосибирске никаких льгот для владельцев электромобилей нет. Отсутствие таких стимулов отражается на продажах — это одна из причин, почему в Новосибирске мало дилерских центров, продающих электромобили».
При этом контраст с Китаем, где бум электромобилей продолжается, лишь подчеркивает ключевую роль фактора государственной поддержки, — отметил Павел Костенко.
По словам эксперта, в Поднебесной это направление развивается при активном и системном участии государства, тогда как в России такая поддержка оказалась непоследовательной.
Таким образом, рынок электромобилей в Сибири столкнулся с «идеальным штормом»: период первоначального хайпа закончился, а системные барьеры (климат, инфраструктура, сервис, экономика) для массового потребителя остались, — резюмировал Костенко.
Инфраструктура и ценообразование
Участники рынка отмечают: интерес сибиряков к покупке электромобиля сдерживают суровый климат и «дистанционный страх».
Большие сибирские просторы в сочетании с морозами, которые значительно сокращают запас хода, создают у водителей обоснованную тревогу оказаться с разряженной батареей вдали от станции зарядки, — пояснил Павел Костенко.
Николай Видинеев предположил, что электромобили в Новосибирске начнут покупать более активно при соблюдении двух основных факторов: ценообразования и развития инфраструктуры:
В Москве, например, активно покупают электрокары. Вероятно, речь идет не только о дилерских автомобилях — их завозят из Европы, Китая, вижу в столице очень много электрических Mercedes, BMW, потому что там качественно развита инфраструктура, огромное количество зарядных станций, установленных в социально значимых местах: у торговых центров, рядом с медучреждениями, на абсолютном большинстве парковок, и, конечно, есть просто площадки с зарядными станциями для электромобилей.
Павел Костенко подтвердил — замедление развития инфраструктуры ограничивает рынок электрокаров:
Начавшийся было рост сети зарядных станций не получил должного ускорения. Темпы строительства не успевают за потребностями, особенно за пределами крупных городов.
И действительно, сеть зарядных станций для электромобилей растет, но, вероятно, не такими темпами, как требует рынок. По данным сервиса 2ГИС, в 2023 г. в Новосибирске действовали 54 электрозарядные станции (ЭЗС). В октябре 2025 г. в столице Сибири — 128 локаций, где расположены станции зарядки для электромобилей.
Потенциал рынка
Представители отрасли дают разные оценки развития рынка электромобилей в Новосибирской области.
Несмотря на временные корректировки в динамике продаж электромобилей из-за отмены льгот по НДС и повышения утилизационного сбора для импортных моделей, мы видим потенциал для дальнейшего роста благодаря запуску новых локализованных электромобилей, — сказал директор Сибирского Макрорегиона PUNKT E Виктор Серебренников (сеть ЭЗС — прим. ред.).
Он пояснил, что в текущем году компания запустила более десяти быстрых ЭЗС по Новосибирску и Новосибирской области, в том числе совместно с партнерами.
Планируем до конца года запустить еще более десяти быстрых зарядных станций. Также есть планы развития на 2026 г., — заявил Виктор Серебренников. — Во многих регионах зарядная инфраструктура уже опережает текущие потребности электромобилистов, и в дальнейшем мы планируем увеличивать количество ЭЗС пропорционально росту парка электротранспорта, ориентируясь на динамику рынка.
Николай Видинеев не исключил, что китайские марки Zeekr и Lixiang выйдут на новосибирский рынок официально и будут продавать автомобили, в модельной линейке которых будут один-два электромобиля.
Если ценообразование будет разумным и плюс появятся преференции для новосибирских владельцев электромобилей, то при таких условиях продажи начнут расти, но сегодня, к сожалению, ситуация совсем другая, — уточнил Николай Видинеев.
Гибридная альтернатива
Павел Костенко:
В этой ситуации гибридный автомобиль (на двух источниках энергии: двигателе внутреннего сгорания и электромоторе) становится не просто альтернативой, а главным рациональным выбором сибиряка. Пока электромобиль предлагает гипотетическое «зеленое» будущее, гибрид дает реальную выгоду здесь и сейчас. Он избавляет от «дистанционного страха», существенно экономит бензин в городе, не требует поиска зарядки и идеально подходит для сибирских расстояний и климата. Для массового потребителя это более разумный и практичный выбор.
Топ-5 продаж новых электромобилей в Новосибирске
(за 9 месяцев 2025 г., по данным «Автостат инфо»)
Zeekr 001
Zeekr X
Avatr 11
BYD Yuan Up
BYD Song
Михаил Фокин









