«Сколько денег не хватало, столько и появлялось учредителей»: история «Юнитрампа»

«Сколько денег не хватало, столько и появлялось учредителей»: история «Юнитрампа»
Автор фото: Егор Тиммерман. Иллюстрация: nsk.dk.ru

Роман Сотников мечтал о батутном зале, а построил бизнес, который сегодня работает по всему миру. Предприниматель рассказал, как студенческая мечта выросла в международную компанию полного цикла.

За десять лет активити-парки превратились из редкой новинки в привычный формат семейного отдыха. Компания «Юнитрамп» стала одним из пионеров рынка: ее парки сегодня работают в России, Европе и на Ближнем Востоке, а собственное производство реализует проекты любой сложности – от батутных арен до многоуровневых ниндзя-парков.

Основатель и генеральный директор Роман Сотников рассказал «Деловому кварталу», как за десять лет его команда выстроила международный бизнес полного цикла, какие вызовы стоят перед отраслью развлечений и почему работа для детей требует максимальной ответственности и безупречного качества.«Сколько денег не хватало, столько и появлялось учредителей»: история «Юнитрампа» 1

Как появился «Юнитрамп»?

— Всю жизнь я занимался спортом — прыжками на батуте и акробатической дорожкой, имею звание мастера спорта России. Как и многие спортсмены, мечтал о собственном батутном зале, экстрим-парке. Вместе с другими спортсменами мы собрали средства и открыли в Новосибирске центр экстремальных видов спорта Eversi. Это был первый в городе крытый скейт-парк в сочетании с батутами и акробатической зоной. Но когда курс доллара вырос с 30 до 60 рублей, осознали, что математика амортизации и обновления оборудования не сходится. Так мы начали производить оборудование для себя: сначала сетки, пружины, батутные рамы. Все тестировали, получали сертификаты, убедились, что можем делать качественное и долговечное оборудование по доступной цене. По сарафанному радио о нас узнали соседние регионы: Кемерово, Омск, Томск. Тогда и произошел бум развития экстрим-парков. Мы начинали с экстрима, но быстро поняли, что это узкая ниша. Перешли к комплексным детским развлекательным паркам, добавив лабиринты, ниндзя-парки, веревочные трассы, горки, сухие аквапарки и интерактивные аттракционы.

Какие этапы стали переломными в развитии компании — когда стало понятно, что деятельность выросла в серьезный бизнес?

— Мы открылись в 2014 г. Сначала нам пришлось самостоятельно разбираться во всех технологиях: как строить помосты, натягивать защитные сетки, создавать мягкое покрытие для детской безопасности. Это был первый шаг, когда мы столкнулись с полным циклом создания готового экстрим-парка для посетителей. В то время мы работали в сжатые сроки — открыли парк всего за 21 день перед Новым годом. Мы были студентами (я тогда учился в магистратуре), нам помогали спортсмены, друзья и знакомые, которые на волонтерских началах участвовали в запуске проекта.

Изначально у нас не было своего металлоцеха — заказывали у подрядчиков. Но когда объемы выросли, а требования к качеству и срокам ужесточились, открыли собственное производство. Сегодня у нас компания полного цикла: менеджеры проектов общаются с заказчиками, дизайнеры создают 3D-проекты, которые согласовываются до мелочей — от декора до подсветки. После утверждения сметы запускается производство, которое занимает до двух месяцев для крупных проектов площадью до тысячи «квадратов».

Мы поставляем оборудование по всему миру. В 2018 г. открыли парк в Германии с европейской сертификацией TÜV. Активно работаем со странами СНГ, участвуем в бизнес-миссиях, например, в Дубае. Реализовали проекты в Грузии, Узбекистане, Азербайджане, Таджикистане, Казахстане и Беларуси. Сегодня развлекательный парк — мастхэв для любого города, где есть дети и семьи.

Специализированное оборудование — дорогостоящий ресурс. Откуда у студентов деньги на открытие парка?

— Это не секрет — мы просто скидывались. Каждый вложил по 700 тыс. руб. К моменту поступления в магистратуру я уже с первого курса постоянно работал: был и таксистом, и поваром-универсалом, и инструктором, и даже охранником клуба. Так что в студенческие годы я активно зарабатывал.

Логика была простая: сколько денег не хватало, столько и появлялось учредителей. Для старта нам хватило четырех человек: троих моих друзей-спортсменов из акробатики и одного товарища из университета.

Тяжело ли было открывать бизнес в непростой 2014 год?

— В то время нас двигали только романтика и мечты, поэтому не задумывались, тяжело это или нет. Мы шли до конца — и, думаю, неплохо справились. Уже с первого месяца парк посетило более 2,5 тыс. гостей. Мы получили много благодарностей от родителей и детей. У меня есть личный пример: я тренировал мальчика, который начал с занятий на батутах в нашем парке, потом перешел в спортивную секцию и в итоге стал чемпионом области по прыжкам на батуте.

Такие активити-парки сегодня играют важную роль в формировании интересов ребенка. Не все родители сразу понимают, к чему у ребенка есть склонность. Например, папа-хоккеист мечтает видеть сына на льду, а у того, может быть, есть предрасположенность к гимнастике. Благодаря сочетанию спортивных и развлекательных локаций в парке можно проанализировать способности, заложенные в ребенке на генетическом уровне.

Именно поэтому мы разработали концепцию парка, включающую 37 видов спорта. За час-полтора родитель с ребенком пробуют свои силы в хоккее с мячом, фрисби (который теперь признан видом спорта), гольфе, футболе или на полосе препятствий. Такой формат помогает понять, например, что ребенок лучше бьет по воротам, чем бросает мяч. Это своего рода профориентация в игровой форме.

Получилось так, что «Юнитрамп» стал отражением ваших интересов и запросов рынка.

— Мне, можно сказать, повезло: бум открытия таких парков в России пришелся как раз на 2010-е гг. До этого ничего подобного не было. Наше поколение росло на улицах: мы бегали по гаражам и стройкам, безопасных развлекательных парков просто не существовало. Сейчас все иначе: в каждом торговом центре есть хороший современный детский парк, куда приятно прийти с семьей.

Что в производстве требует особого контроля или чаще всего становится «узким местом»?

— Все зависит от масштаба проекта. Производство занимает около одного-двух месяцев, затем мы доставляем оборудование в любую точку мира и отправляем монтажную группу. Сроки монтажа сильно зависят от готовности объекта у заказчика. Если ремонт уже завершен, то просто устанавливаем оборудование — примерно 20–30 дней. Но чаще в крупных проектах требуется дополнительный ремонт помещений, и здесь мы зависим от заказчика. Пока он не завершит свои работы (вентиляцию, штукатурку, покраску, дизайн), монтаж оборудования откладывается.

Узких мест в производстве много — это такая сфера, где постоянно что-то может пойти не так. Мы сильно зависим от поставщиков комплектующих, например, болтов и гаек. В последние два года качество российских болтов заметно ухудшилось: они ломаются, срезаются при скручивании металлоконструкций. Это создает дополнительные сложности.

Любой продукт состоит из более мелких деталей, и, если в цепочке что-то меняется, например, приходит материал другой плотности или с иным составом, страдает конечное изделие. За всем этим нужно постоянно следить, проверять, переделывать. Мы работаем для детей, поэтому качество должно быть безупречным — без компромиссов.

Как происходит экспертиза безопасности парков?

— Крупные комплексные парки в России появились не так давно, и регулировать их стали относительно недавно. Этим занимается Гостехнадзор. После монтажа оборудования приезжает эксперт Гостехнадзора и проверяет всю документацию: паспорта оборудования, нагрузочные характеристики. У них есть чек-лист, по которому проверяется каждое изделие. Этим же чек-листом пользуются и наши монтажники перед сдачей объекта. Получается двойной контроль: сначала внутренняя проверка компании, затем — государственная экспертиза. И такие экспертизы проходят ежегодно во всех детских развлекательных парках страны.

Тяжело ли получать сертификат?

— Да, процедура декларирования и сертификации очень сложная и с каждым годом усложняется. Чтобы подтвердить качество и безопасность эксплуатации оборудования, нужно пройти ряд испытаний: пожарные тесты, проверки материалов на соответствие санитарным нормам, анализ на отсутствие вредных химических элементов. Это особенно важно, так как речь идет о детской сфере.

Проводить такие испытания могут только аккредитованные российские лаборатории, которых немного. При этом лаборатории периодически лишаются аккредитации, и все приходится переделывать. Для понимания масштаба затрат: сегодня сертификация одного вида оборудования (а у нас их много) обходится примерно в миллион рублей. Это дорого, но без этого работать невозможно.

Сталкивались ли вы с бюрократией или сложностями при выходе на новые рынки?

— В нашей сфере на самом деле мало конкурентов — можно даже сказать, что производители вымирают. Лет пять назад было около 30-35 компаний, а сейчас осталось примерно 15 (речь именно о производителях детского оборудования для помещений).

Так что наша ниша за последние пять лет сократилась вдвое. Видимо, не все выдерживают конкуренции. Мы держимся, постепенно растем: расширяем площади, увеличиваем штат, постоянно ищем новые кадры. Особое внимание уделяем инженерному отделу — от этих специалистов зависит многое. Именно в их головах дизайн превращается в реальные конструктивные решения, узлы, которые должны быть надежными, простыми в монтаже и выдерживать расчетные нагрузки.

Как вы тестируете оборудование на безопасность? Есть ли какая-то фокус-группа?

— Сначала инженеры просчитывают все в моделях, чтобы убедиться, что конструкция выдержит. Затем проводятся контрольные сборки на производстве. У нас есть чек-лист тестов: например, используется 80-килограммовый мешок, который нужно бросать на разные элементы, проверяются заглушки, чтобы исключить риск защемления пальцев.

После этого по тому же чек-листу проходит инспекционный контроль. Фокус-группы как таковой нет — тестируют дети сотрудников, если хотят. Финальное разрешение выдает Гостехнадзор, а как производители мы работаем с аккредитованными компаниями, которые имеют право оформлять декларации. Таких организаций в России всего около пяти — раньше было восемь, но провели «чистку».

Как компания встроена в региональный строительный рынок — приглашают ли вас как субподрядчика на строительные объекты, где нужны нестандартные металлоконструкции?

— Наши заказчики — в основном B2B-сектор, но часто — частные лица, у которых есть дети. Они посещают парки в своем регионе, видят, что те устарели или не соответствуют ожиданиям, и хотят создать что-то лучше, больше, красивее, современнее. Изначально их мотив социальный: сделать для города новую качественную локацию для семей с детьми.

Бывали случаи, когда частный заказчик начинал проект для торгового центра, но не мог договориться об аренде — и тогда к нам обращался уже сам собственник помещения, для которого мы ранее делали проектировку.

Сейчас рынок торговых центров перестраивается: чтобы оставаться актуальными, они должны становиться торгово-развлекательными комплексами. Если раньше ТЦ не мог выжить без кинотеатра, то сегодня и этого недостаточно — нужны разнообразные детские развлекательные зоны. Поэтому дальновидные собственники торговых центров обращаются к нам напрямую, хотя часто им не хватает компетенции в управлении таким специфическим бизнесом.

Наши парки посещают самые разные люди, но работа с детьми требует особого подхода. Дети непоседливы, не всегда внимательны, и, по правилам, они должны находиться в парке только с родителями или законными представителями. К сожалению, в нашей стране сложилась другая культура: родители часто приводят детей и оставляют их одних, чтобы отдохнуть самим.

Эта тенденция негативно влияет на всю индустрию. Я объездил много стран, посетил более сотни подобных парков — все они уникальны, но мне ближе концепция, где парк создан для совместного времяпрепровождения родителей и детей. Когда ребенок увлекается разными активностями, а родители видят его интересы — это правильный путь. Такая модель, на мой взгляд, более гармонична.

Что касается строительного рынка — да, нас привлекают как субподрядчиков для нестандартных металлоконструкций, но это не основной профиль. Наша специализация — комплексные решения для развлечений, а не просто изготовление металлокаркасов.

В каких проектах ваша продукция чаще всего востребована: промышленные объекты, коммерческая застройка, частные дома?

— Около 80% наших заказчиков — крытые помещения. Из них большая часть (примерно 80%) приходится на торговые центры, остальные 20% — отдельно стоящие объекты: фитнес-клубы, экстрим-парки. Еще 20% проектов мы реализуем для улицы.

Сейчас активно развивается направление ниндзя-парков и полос препятствий — это уже признанный вид спорта. Всего три-четыре года назад такого не было, а сегодня благодаря телешоу вроде «Суперниндзя. Дети» или «Русский ниндзя» интерес к этому направлению растет. Во многих городах проходят «Гонки героев», и к нам часто обращаются из регионов с запросом на создание полноценных тренировочных площадок для этого вида спорта. Так что уличное направление стабильно занимает около 20% нашего портфеля.

На сайте компании указано, что вы занимаетесь и поставками, и монтажом. Но что делать, если заказчик из другой страны?

— В Германию, например, мы ездили как туристы, чтобы провести монтаж. Но в целом наша география — весь мир, можем отправить оборудование в любую точку. Просчитываем логистику — если по затратам это выгодно заказчику, то в качестве оборудования он точно не разочаруется.

У нас есть несколько вариантов монтажа. Первый — под ключ: выезжает вся наша команда и полностью монтирует объект. Второй вариант — шеф-монтаж: приезжает один наш специалист, который знает все нюансы оборудования. Он руководит местной бригадой сборщиков. Это особенно удобно для зарубежных проектов — так заказчику выгоднее, ведь у него обычно уже есть свои рабочие.

А что по российским регионам?

— Преобладает центральная часть России — там выше плотность населения. В России и странах СНГ есть особенность: детский развлекательный парк должен располагаться в центре города. В Европе и Америке другая культура — там в порядке вещей поехать на машине на окраину и провести весь день с семьей в большом павильоне. А у нас парк должен быть в «лакомом» месте — там, где торговые центры, кинотеатры, катки. Поэтому большинство проектов сосредоточено в центре. Но и другие регионы подтягиваются: мы работали в Якутске, Мурманске, Хабаровске, Владивостоке. Страны СНГ тоже активно развивают это направление.

Сейчас в России очень достойный уровень активити-парков по мировым меркам. Рынок движется вперед. Например, «Остров мечты» в Москве может конкурировать с «Диснейлендом» по масштабу, качеству аттракционов и атмосфере. Причем это крытый проект, что важно для нашего климата.

Какие колебания влияют на себестоимость проектов, сроки реализации?

— Колебания доллара напрямую влияют даже на российское производство. Нас часто спрашивают о локализации — мы отвечаем, что на 80-90% это наше производство. Например, поролон, который мы пеним в Новосибирске, производится из химических реагентов, закупаемых за доллары. Поэтому его стоимость напрямую зависит от курса валюты. То же самое — с АБС-пластиком.

Сталкивались ли вы с демпингом или недобросовестной конкуренцией на рынке развлекательного оборудования?

— Как я уже говорил, из 30 компаний осталось 15. Пару лет назад мы конкурировали с компаниями из центральной России, которые предлагали цены ниже нашей себестоимости. Мы тщательно просчитывали проекты и понимали, что такие условия работы приведут к убыткам. Я не мог понять, как они умудряются работать так дешево. Ответ оказался прост: они не считали реальные затраты. В итоге эти компании попали в кассовый разрыв и закрылись. Их клиенты потом обращались к нам, чтобы доделать оборудование — где-то недокрутили болты, где-то допустили ошибки в сборке. Рынок сам регулирует ситуацию, отделяя адекватных производителей от неадекватных. Нам повезло оказаться в первой категории.

Что касается Китая — я настроен к нему с позитивом. Достаточно посмотреть на авторынок: китайские машины стали качественными. Отрицать этот факт глупо. Мы закупаем в Поднебесной отдельные комплектующие, например, светящиеся элементы для горок. Организовывать здесь полный цикл производства с пресс-формами и литьем пластика экономически нецелесообразно.

Какие технологические или рыночные изменения, на ваш взгляд, определят развитие отрасли в ближайшие пять лет?

— Отрасль развивается динамично, причем интересно, что законодательная база за ней не успевает — отстает примерно на два года. Новые аттракционы и детские локации появляются быстрее, чем успевают сформироваться нормы. Инспекторы иногда просто разводят руками: оборудование уже работает, а оснований его запретить нет, ведь в мире оно уже используется.

Мы, например, первыми в России запустили вращающийся аттракцион «Спиннер». На получение декларации безопасности ушло восемь месяцев, но все прошло успешно.

Что касается прогноза на ближайшие пять лет — парки будут активно развиваться. Рынок живой, и каждые полгода появляются ощутимые новшества. Основной тренд — создание тематических пространств, которые объединяют развлечение и развитие. Детей будут погружать в игровые миры, продлевая тем самым детство. Важно и физическое направление: развитие моторики, ловкости, особенно для поколения, которое много времени проводит в гаджетах.

Активити-парки становятся тем местом, где ребенок добровольно откладывает телефон, потому что там можно бегать, прыгать, кидать мячи, взаимодействовать с интерактивными стенами. Это экологичный переход от виртуального мира к реальному. Ну и, конечно, для родителей это возможность создать памятные моменты — не зря в крупных парках теперь часто работают фотографы, которые помогают сохранить эти эмоции.«Сколько денег не хватало, столько и появлялось учредителей»: история «Юнитрампа» 2«Сколько денег не хватало, столько и появлялось учредителей»: история «Юнитрампа» 3«Сколько денег не хватало, столько и появлялось учредителей»: история «Юнитрампа» 4«Сколько денег не хватало, столько и появлялось учредителей»: история «Юнитрампа» 5«Сколько денег не хватало, столько и появлялось учредителей»: история «Юнитрампа» 6«Сколько денег не хватало, столько и появлялось учредителей»: история «Юнитрампа» 7«Сколько денег не хватало, столько и появлялось учредителей»: история «Юнитрампа» 8«Сколько денег не хватало, столько и появлялось учредителей»: история «Юнитрампа» 9«Сколько денег не хватало, столько и появлялось учредителей»: история «Юнитрампа» 10«Сколько денег не хватало, столько и появлялось учредителей»: история «Юнитрампа» 11«Сколько денег не хватало, столько и появлялось учредителей»: история «Юнитрампа» 12«Сколько денег не хватало, столько и появлялось учредителей»: история «Юнитрампа» 13«Сколько денег не хватало, столько и появлялось учредителей»: история «Юнитрампа» 14«Сколько денег не хватало, столько и появлялось учредителей»: история «Юнитрампа» 15«Сколько денег не хватало, столько и появлялось учредителей»: история «Юнитрампа» 16«Сколько денег не хватало, столько и появлялось учредителей»: история «Юнитрампа» 17«Сколько денег не хватало, столько и появлялось учредителей»: история «Юнитрампа» 18

Фоторепортаж Егора Тиммермана 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.